Ну вот и началось это монструозное представление. Да-да, уже началось. Еще не состоялась церемония открытия Олимпиады, а соревнования уже идут. Пускай предварительные, но такие, где в итоге у России есть отличные шансы на медали, вплоть до золотых.
Я болельщик с пожизненным стажем. А для болельщика Олимпиада или чемпионат мира по футболу в родной стране — это то, о чем он может только мечтать. И так хотелось просто поболеть за наших ребят в эти две с половиной недели. Посмотреть всё, что только можно, попрыгать, поорать, посжимать кулаки и постучать ими по твердой поверхности от радости или от огорчения. Ну, в общем, действительно побыть обыкновенным свихнувшимся болельщиком. Но, как говорится, грехи не пускают.
Обстановка вокруг Игр нервная. Сейчас мы разделимся на тех, кто будет действительно просто болеть за российских спортсменов. На тех, кто в случае их неудач (а неудачи будут!) станет искать антироссийский заговор. На тех, кто будет сладострастно собирать все ляпы и позоры и восклицать: «Ага! Облажались, обос***лись! Всё украли, а построить ничего не смогли!». Неловких моментов нам, к слову, предстоит пережить тоже немало. Да уже переживаем! Постыдные, даже по нашим меркам, истории с неготовыми к Олимпиаде гостиницами. Чудачества с дебильным переводом на иностранный язык названий улиц или двумя унитазами в кабинках туалетов — и то ли еще будет!
И наконец, еще одна группа граждан, которая будет целенаправленно болеть против наших атлетов. Чтобы Путину было хуже. Вот мы всё проиграем, и Путин на весь мир опозорится. К этой группе я не примкну точно. Идея болеть против своих из того же разряда, что желать поражения в войне ради мировой революции. Или перейти на сторону фашистов, чтобы свергнуть ненавистного Сталина. Я не ставлю знак равенства между Путиным и Россией. И болеть против наших — это болеть против наших, а не против Путина. В конце концов, путинский режим если и рухнет, то уж точно не из-за неудачи в скелетоне и керлинге. А придерживаясь принципу «чем хуже — тем лучше», можно и катастрофам с авариями радоваться — это ведь тоже подтачивает режим.
Но при всем при этом соглашусь, что для власти чисто спортивный итог Игр очень важен. И как пропаганда в советском стиле, когда победы в спорте и в космосе преподносились как лучшее доказательство успехов социалистического строя. И как способ оправдать фантасмагорические затраты на Сочи.
Понимаете, какая штука. Когда Немцов или Навальный говорят нам, что у нас украден триллион, мы все равно не воспринимаем эту информацию. Обычный человек не чувствует, что эти деньги достают из его кармана. Его зарплата не уменьшилась. Получает он ее в срок. Цены растут? ЖКХ? РЖД? Ну, а когда у нас цены и тарифы снижались-то? При чем тут Олимпиада? Прямой связи не ощущается. Вот если бы и в самом деле в день получки работнику сказали, мол, извини, но сегодня ты получишь на сто рублей меньше, потому что стадион надо достроить — тогда работник мог бы и возмутиться. А так — нет. В чем и прелесть всех этих государственных мегапроектов и этого всеобщего мегаворовства. Страна огромная, богатства ее неисчислимы. Воруют все и везде. Но напрямую это как будто и не ощущается.
Однако если наши спортсмены ни фига не выиграют, тут сработает другой психологический момент. Про затраты же все слышали. А где медали? За медали народ полтора триллиона рублей простит. А вот без медалей!
Эти ожидания базируются еще и на всеобщем спортивном невежестве. Это тоже ситуация удивительная. Государственная пропаганда строится на спортивных проектах и достижениях — а страна у нас при этом совершенно неспортивная. И в плане занятий спортом для здоровья, и в плане «боления». Меня, конечно, очень впечатлил недавний соцопрос. По его результатам оказалось, что все 15 видов зимней олимпийской программы смогли назвать только 4% респондентов. Я, кстати, и сам не сразу эти 15 видов вспомнил. В слоупстайлах и сноубордах заблудиться немудрено. Но куда интереснее другое: около трети опрошенных не сумели твердо назвать вообще ни одного зимнего вида! То есть про хоккей и фигурное катание люди, конечно, слыхали, но вот являются ли эти занятия олимпийскими?..
В то же время народ наш свято верит в могущество отечественного спорта. И разумеется, давно забыл, каким спортивным позором стали для нас предыдущие Игры в Ванкувере, где у России было всего три золота и общее 11-е место! Мы и в летних видах свои позиции сдаем, а уж в зимних сдаем последние лет десять стремительно! А народ-то не в курсе. И будет ждать триумфа. А триумфа, скорее всего, не предвидится.
Вы можете, безусловно, подивиться такому раскладу. Как так, самая холодная, самая снежно-ледяная страна мира, а на зимней Олимпиаде среди середняков, а то и аутсайдеров? Но дело в том, что зимний спорт — это давно уже не только снег и лед. Не только деревянные лыжи и железные коньки. Это состязание высочайших технологий. Нынешнее поколение спортсменов росло в то время, когда в стране не было ни современных крытых конькобежных арен (а на коньках давно уже не бегают по морозцу), ни трамплинов для прыжков (вообще никаких не было), ни санно-бобслейных трасс. Да и конструкторов, которые делали бы эти сани и бобы не было. Хороший боб стоит как «мерседес». Мы отстаем в фармакологической области. Имею в виду ее легальную часть. Зато регулярно попадаемся на применении каких-то архаичных допинг-препаратов. И тренеры наши в большинстве своем жили и работали еще по советским методикам. Прекрасным методикам. Но время-то идет, и то, что было отлично 25 лет назад, сегодня уже не столь круто.
Плюс к тому в олимпийской программе появилось много новых видов, в основном экстремальных. Которые дико популярны в Северной Америке, но совсем не развивались у нас. Мы иронично относились как к забаве ко всяким новомодным видам типа ски-кросса или упомянутого уже слоупстайла, потешались над людьми со щетками, бегающими по льду во время игры в кёрлинг. А потом считали медали и поражались, почему это Россия на не пойми каком месте. Да потому что медаль в кёрлинге ничуть не хуже медали в хоккее, только вот мы все эти «экзотические виды» прошляпили. Поэтому сейчас объективно почти половина соревнований в Сочи для россиян — пресловутое «участие», а не борьба за победу.
По случаю Сочи в подготовку олимпийцев вбухали совершенно невероятные суммы, но чемпионов не готовят за четыре года на пустом месте. Какие деньги ни трать и каких иностранных тренеров десятками ни нанимай. Даже натурализуя американцев и корейцев, которые будут выступать в Сочи под российским флагом. Со спортивной точки зрения удачей будет общекомандное место в пятерке. В тройке — почти чудо.
С остальных точек зрения все не так однозначно. Если во время Олимпиады, не дай бог, случится какой-то теракт — это будет полнейшим провалом. Про медали никто не вспомнит. Если вскроются фатальные недостатки на спортивных объектах — тоже будет позорище. Хотя непосредственно с аренами серьезных проблем быть не должно. Их все-таки успели достроить еще год назад и на всех уже прошли соревнования — время что-то исправить было. И уж до марта там ничего обвалиться, надеюсь, не успеет.
Но ваш покорный слуга, еще когда вся история с Сочи только начиналась, писал, что если нас что и погубит, то не неготовность стадионов, а сервис. Вот эти недостроенные отели, сломанные ручки, краны, шланги, карнизы, оторванные розетки, не работающий интернет, отсутствие горячей воды и наличие ржавой и так далее и тому подобное — это и есть прелести нашего сервиса. Именно поэтому наши люди в отпуск куда охотнее едут в Турцию, Египет и вообще куда угодно, но не по родной стране. Наше гостеприимство проявляется в кокошниках и гармошках, но не в дешевых и уютных отелях и недорогих и вкусных ресторанах. Мы не говорим по-английски, наши полицейские не улыбаются на улице и мы значительно чаще говорим «нет», чем «да».
А еще мне почему-то кажется, что самая раскрученная тема — об антигейском законе — вообще никак в Сочи в итоге не прозвучит. Никто никаких геев ловить там не станет. Да я откровенно и не помню, чтобы сексуальные темы когда-то звучали на Играх. Там спортсменам как-то особо не до секса. Да и фанатам тоже.
Короче говоря, мы способны поразить мир одновременной роскошью и невежеством, общей угрюмостью и частным радушием. Нелепостью порядков и диковинностью нравов. А для самих себя мы вряд ли обнаружим что-то абсолютно новое. Какие мы есть, такими мы сами себя и увидим. С какой стати нам радикально меняться в эти две недели?
Лично я все-таки намерен в эти дни посмотреть все, что смогу, поболеть за наших спортсменов и отдать должное заграничным чемпионам. Потому что Олимпийские игры — это все-таки в первую очередь спортивное мероприятие, а к вопросам воровства и олимпийского путинского пропагандизма мы непременно и неоднократно еще вернемся после окончания Игр.