Неделю назад я обещал рассказать о грандиозной афере, которую устроило Министерство образования и науки, назначив экспертами по научным диссертациям тех, кто, собственно, благополучно занимался фальсификациями научных диссертаций многие годы и в будущем, по планам министра, продолжит своё дело уже в советах Высшей аттестационной комиссии. То есть в той самой комиссии, которая по идее должна являться высшим арбитром в деле разоблачения фальсификаций. Это весьма симптоматично для нашего времени — декларировать благие намерения, а на практике преследовать совсем другие, весьма нечистоплотные, цели, списывая заранее прогнозируемое фиаско на обстоятельства непреодолимой силы: хотели как лучше, а получилось как всегда. Но тут в дело вмешался так ненавистный чиновникам образования и науки «Диссернет», который обнаружил среди записных экспертов министра множество своих постоянных «клиентов». Полная картина сложившейся в экспертных советах ВАК ситуации будет в скором времени обнародована на сайте сообщества «Диссернет». Поэтому, не вдаваясь в подробности, поговорим пока о том, почему эта тема так важна.
Как уже много раз говорилось, для сообщества «Диссернет» сами диссертации интересны не содержанием, а своим удивительным свойством рассказывать об «ученых», непосредственно к ним причастных, то, что невооруженным глазом сразу не разглядишь, а если и разглядишь, то долго и мучительно будешь сомневаться, не обмануло ли тебя твое зрение. В каком-то смысле липовая диссертация — это лакмусовая бумажка, простой, но надежный измерительный инструмент. Например, расцвела типичная для экспертиз «Диссернета» таблица диссертационных заимствований пышным цветом — значит, автор диссертации не проходит тест на профпригодность в качестве управленца, поскольку только лох мог допустить, чтобы ему впарили столь дешевый и негодный товар. Одновременно мы сразу много полезного узнаем о людях, оказавших автору диссертации медвежью услугу, как о людях, готовых на подлог в силу разных обстоятельств.
Судить в таких делах — большая ответственность. Поэтому, дабы избежать ошибки, «Диссернет» каждый раз проводит вторичный тест и дает возможность автору липовой диссертации признать ошибки прошлого, отказавшись от незаслуженно присвоенной ученой степени. В подавляющем большинстве случаев, однако, вместо признания ошибок приходится выслушивать бессмысленную демагогию, коей автор окончательно подтверждает свой социальный статус. Реакция «Диссернет» — результат положительный. У сопровождавших защиту липовой диссертации также имеется шанс на реабилитацию: признать защиту недействительной. Но и они обычно продолжают упорствовать, тем самым закрепляя своё незавидное положение в публичном пространстве.
На реакцию «Диссернет» проверяли самые разные круги чиновников, депутатов, бизнесменов. И каждый раз ее положительный результат вместо народного возмущения вызывал лишь улыбки: мы знали! Знали! Что это, как не свидетельство возвращения нашего общества к варварству? Тут мы принципиально отличаемся от направления развития западной культуры, в которой подобный результат ведет к немедленной отставке госслужащих. Но не об этом сейчас речь.
Чуть более серьезно положительная реакция «Диссернет» воспринимается в среде преподавателей и ректоров университетов, но и здесь часто сопровождается рефлексией типа: остановить развал системы образования уже невозможно. Как признак злокачественной опухоли воспринимают ее в среде судей и прокуроров. Но и этот психологический бастион скоро будет взят. На пути к окончательному отказу от ценностей цивилизации, созданных на протяжении многовековой истории, остается последний редут — экспертное сообщество. Сообщество тех, кому от имени науки предоставлено право давать окончательную оценку чему-либо. Понимая это, даже чиновники того же Минобра сделали вид, что обратились к сообществу «Диссернет» за помощью. «Председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов пообещал немедленно заменить всех членов экспертных советов, чья репутация по итогам проверок начнет вызывать вопросы». Посмотрим, удастся ли очистить экспертное сообщество от скверны или всё уже окончательно безнадежно.
Что касается меня, то, несмотря на весь мой скептицизм, я более склоняюсь к оптимистическому прогнозу. В любом случае, результат мы увидим уже в ближайшее время. Будет интересно. Оставайтесь с «Диссернетом».
Коллаж ЕЖ