КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеДмитрий Медведев как первая духовная скрепа

21 ФЕВРАЛЯ 2014 г. ВАДИМ ДУБНОВ

Премьер-министр Дмитрий Медведев призвал президента Виктора Януковича не быть тряпкой. Украинские власти, по мнению Медведева, должны сконцентрироваться и не допускать, чтобы о них вытирали ноги, как о тряпку. Власть должна «защитить людей, защитить правоохранительные структуры, которые стоят на страже государственных интересов и защищают тех же самых людей».

И свершилось волшебство. Дмитрий Медведев стал долгожданной духовной скрепой. Первой, настоящей и бесспорной.

Объединить народ не в состоянии ни Аркадий Мамонтов, ни Никита Михалков. Долгие годы единение нации казалось невозможным. Даже теоретически, как пересечение двух прямых в евклидовой геометрии. Едва одна часть нации торжествовала по поводу присуждения нам права провести Олимпиаду, другая немедленно предрекала великий распил и великое выселение. Едва одни оскорблялись правом «Дождя» задаваться вопросами, ответы на которые давно даны в чеканных формулировках 58-й статьи, выключенный «Дождь» кидались искать среди сотни каналов даже те, кто его отродясь не смотрел. И даже тихая скорбь от предсказуемого хоккейного провала у одних была лишь фоном для обоснованного злорадства других.

И тут — явление Дмитрия Медведева, сурово наставляющего правительство, которому не до смеха. Справедливости ради заметим, что единственной фигурой в стране, способной объединить вокруг себя нацию, он готовился стать еще в пору своего президентства. Можно было по-разному относиться к«оранжевым революциям» или личным особенностям Михаила Саакашвили. Но перспективы перевоплощения милиции в полицию даже у самых непримиримых идейных антагонистов вызывали одинаковую улыбку, манипуляции со временем заставляли крутить пальцем у виска и патриотов, и будущих героев фильмов про «анатомию» и «биохимию». Потому что футбол вечен и един, но скрепой быть не может, ибо не наш. А про наш, как и про хоккей, лучше ничего.

Зато по-настоящему и безраздельно нашим был и остается премьер Дмитрий Медведев. И только он вызывает единые эстетические чувства у атомизированного, как говорят социологи, общества и озлобленных друг на друга граждан, разделенных по социальным, религиозным признакам, отношению к сексуальной ориентации, не говоря о геополитических пристрастиях и национальных симпатиях. Дмитрий Медведев стоял над всеми как универсум и континуум. Одни смотрели открытие Олимпиады с придыханием, как первый гол в ворота финнов, другие — с ледяным высокомерием, будто зная, что последует дальше, и только глядя на соснувшего премьера, миллионы агнцев готовы были слиться в единое целое с миллионами волков.

Но не хватало последнего штриха. Дмитрий Медведев сказал про тряпку, и это был он. Украинцы, без всякого злого умысла, просто перевели на родной украинский — и получилось про «ганчирку».

Украинский фронт стал для наших граждан будто исполнением на бис старого спора обо всем российском, а здесь намертво связано все. Если ты за Путина и православие, значит, ты за Плющенко, Яну Рудковскую и против львовского фашизма. И наоборот. За Ходорковского — значит, против Плющенко. Кажется, даже девичникPussyRiotне разделял российский народ так, как происходящее в Украине. Майдан стал воплощением всех ужасов, надежд и иллюзий раздвоенного сознания россиян.

К началу Олимпиады и киевских сражений все и у нас сгущалось со стремительностью отключения «Дождя» от кабельных сетей, в итоге процесс дошел до логического абсурда: грань между искренним державно-болельщицким заблуждением, круглосуточной готовностью порвать всех и профессиональной нежностью к власти окончательно и необратимо стерлась. Если ты за Путина и Плющенко и против злопыхателей, угорающих над нашим олимпийским снегом, ты обязан быть за опыт Тяньаньмэнь для Киева, потому что город для нас не чужой, а практически материнский. Если ты за Ходорковского и узников Болотной, то нечего спрашивать у Яценюка и Кличко, о чем они думали, направляя десятки тысяч человек на беркутовцев, которые и не собирались скрывать, что жаждут крови.

И вот Дмитрий Медведев зовет Януковича к решительности. Это вам не милиция-полиция, не Лига чемпионов в суровую полночь и не вечная полярная темень по утрам, в которую надо, матерясь одними для всей нации словами, тащить первоклашек на первый урок. Это — миг единения тех, кто за Тяньаньмэнь, и тех, кто за Европу хотя бы для Украины. Тех, кто за «Эхо Москвы» со старым директором, и тех, кто за «Россию сегодня» с новым. Только одному человеку на свете было под силу хоть на мгновение устроить братание на линии фронта. Только один человек мог призвать Януковича проявить свирепый характер, не считаясь ни с чем, и при этом никого не обидеть и не разозлить, а наоборот, всех ввести в экстатическое состояние всенародного единения.

Никому еще на наших широтах, таких щедрых на яркие образы, не удавалось быть Дмитрием Медведевым. Других объединяющих нацию символов у нас нет, и боюсь, не предвидится. Но и это наш шанс. Может быть, последний, как сама скрепа. Улыбайтесь, господа, Дмитрий Медведев нас снова мирит!

Фотография JOHN G. MABANGLO/ЕРА/ИТАР-ТАСС




Версия для печати
 



Материалы по теме

Тема распада Украины больше не табу // ФЕДОР ЛУКЬЯНОВ
В блогах //
В СМИ //