В Русской православной церкви продолжается процесс уничтожения общин, этих церковных элементов гражданского общества. Под епископский каток попадают либеральные и националистически мыслящие группы, левые и правые. Потому что церковным топ-менеджерам по большому счету все равно, каких ты взглядов. Важно, чтобы поляна была зачищена и все процессы легко контролировались со стороны епархиального начальства. «Никакого разномыслия и инициативы, помимо архиерейской», — вот четкий месседж верующему народу.
Из последних историй противостояния прихожан «владычному произволу» обращают на себя внимание две — в Ейске и Челябинске.
В Челябинске была замечательная приходская община. И был замечательный батюшка Дмитрий Алферов, эту общину создавший. Много лет трудился священник. И появилась православная гимназия и многое другое: столовая для малоимущих, ухоженный сад с теплицей, кружки для детворы. Приходская жизнь била ключом. Храм-красавец стоял на берегу озера, и к нему съезжалось множество людей. Он был миссионерской территорией.
Так продолжалось пятнадцать лет, пока в Челябинск правящим архиереем не назначили митрополита Феофана (Ашуркова). И этот топ-менеджер, не какой-нибудь фундаменталист вроде митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила (Доровских), а вполне себе прагматик, начал делать примерно то же самое, что и мракобесы. Гонять священников с прихода на приход, уничтожать более-менее крепкие общины. Почему? Зачем? Объяснения могут быть разные. Сам владыка заявил, что собирается в епархии открыть пять новых монастырей. На базе существующих приходов, как выяснилось.
Просто и легко: взять готовое, переформатировать, отчитаться о достигнутых успехах на заседании Синода. И вот община оказывается на Голгофе. Отваливаются спонсоры, не желающие оплачивать епархиальные затеи. Закрываются приходские проекты. Люди смущены, растеряны. Новый церковный устав не оставляет им ни малейшей возможности сопротивления: все нити церковного управления находятся в руках правящего архиерея. Он — новый феодал, выкачивающий все соки с «кормовой территории».
О. Дмитрий Алферов не выдержал страшного напряжения и скончался. Сайт Челябинской епархии пополнился еще одним некрологом. До этого умер протоиерей Игорь Казанцев, настоятель храма в честь Андрея Первозванного в Миассе. Его уволили с места настоятеля и перевели служить в поселок. Он тяжело заболел — скоротечный рак. И на руках у матушки остались трое ребятишек мал-мала-меньше.
И вторая история в пандан к первой. Уже несколько месяцев идет битва между прихожанами и новым епископом в небольшом курортном городке Ейске. Община, в которой, к слову, состоял Владимир Жириновский и кубанский вице-губернатор, с 1996 года тоже сделала немало. Члены общины устроили столовую для бедных, организовали Дом милосердия, обустроили парк для горожан. Но там, где имущество, там и искушения.
С образованием Ейской епархии и назначением на кафедру епископа Германа (Камалова) у общины начались проблемы. Топ-менеджер предложил настоятелю о. Серафиму (Кошелю) отдать под епархиальное управление двухэтажное кирпичное здание во дворе храма. Тот не согласился. И вот в начале января его сняли с должности, прислали нового священника. Прихожане, естественно, возмутились, встали на защиту любимого батюшки (фото вверху).
Сегодня большинство верующих Ейска собирается в одноэтажном Доме милосердия, бывшей богадельне, а отстроенный их руками храм Михаила Архангела пустует. Чем разрешится конфликт — уйдет ли община в «неканонические» юрисдикции или сумеет договориться с Москвой поверх епархиальных барьеров, — пока неизвестно. Но, в любом случае, в отдельно взятом городе ситуация из миссионерской в одночасье превратилась в антимиссионерскую. И доверие людей к Церкви сильно подорвано.
В последние годы некоторые священники пропагандируют приходскую общину. Рассказывают на разных форумах и встречах, как замечательно обстоит дело с её созданием и как хорошо и приятно жить братьям вместе. Но опыт показывает, что устройство общинной жизни вокруг прихода при нынешней редакции церковного Устава (против которой, к слову, воевал все последние годы исповедник веры протоиерей Павел Адельгейм) чревато многими горестями и потерями.
Православие является важным элементом идентификации россиян. С этим утверждением не поспоришь. При этом приходская общинная жизнь самой большой в России конфессии иссякает. Практикующие верующие, по самым оптимистическим подсчетам, составляют порядка 10%. На самом деле их сильно меньше — 1-2%. И будет еще меньше.
И именно перед ними стоит вопрос: что делать? На первый взгляд все достаточно просто: нужно вернуться к решениям Поместного собора 1917-1918 годов. На этом соборе прописывались не только обязанности, но и права священников и мирян, которые сегодня явным образом попираются. Но как добиться выполнения этих решений на практике?
Можно переформулировать вопрос и иначе: что нужно сделать для того, чтобы Христос, а не митрополит имя рек управлял Церковью.
Христос не играл с идентичностью и не воевал с культурой. И не служил интересам государства. Хотя, признаемся честно, и оппозиционером Он тоже не был. Он просто звал за собой — в Царство добра и правды.
Скриншот материалов сайта www.yeisk.info