Крым уже с неделю как числится российской территорией, а правительство Дмитрия Медведева только сподобилось посовещаться относительно интеграции экономики полуострова в российскую социально-экономическую и инфраструктурную систему. Пока единственный, кто хоть как-то занимался этим вопросом – вице-премьер Дмитрий Козак, очень кстати освободившийся от забот по подготовке Олимпиады в Сочи. Очевидно, он и дальше будет курировать Крым. Он же будет и главным докладчиком на совещании у главы кабинета.
Соответственно, и подходы к интеграции полуострова, если и будут отличаться от сочинского «мегапроекта», то не сильно. Уже сейчас обсуждается создание в Крыму особой экономической зоны (ОЭЗ), предоставляющей инвесторам налоговые льготы – освобождение от налогов на прибыль и имущество, право не продавать часть валютной выручки.
Надеяться исключительно на частных инвесторов было бы слишком наивным, особенно если говорить об инфраструктурных проектах (а их, помимо моста через Керченский пролив, надо будет построить немало), поэтому придется раскошелиться федеральному бюджету. Вариантов два: либо будет принята специальная федеральная целевая программа, либо создана специальная госкорпорация, вроде Олимпстроя. Правда, если срок жизни Олимпстроя был ограничен, то крымская структура рискует оказаться вечной. Суммы, которые придется выложить российским налогоплательщикам за присоединение Крыма, называются разные. По самым минимальным оценкам, только из федерального бюджета будет выделено не менее 350 миллиардов рублей. Остальное, видимо, будет оформлено как «частные инвестиции» в рамках «государственно-частного партнерства».
Как это выглядит на практике, все прекрасно помнят по Сочи. Крупнейшими «частными» инвесторами будут назначены госбанки и госкомпании – Газпром, РЖД, «Ромнефть», «Сбербанк» и ВТБ. «Естественные монополии» – РЖД и Газпром – под многомиллиардную инвестпрограмму выбьют в правительстве налоговые льготы и ускоренное повышение тарифов, что подорвет и без того неустойчивый бюджет и выльется в очередной инфляционный скачек. Проще говоря, их расходы покроет все население, которое вынуждено будет платить больше, есть меньше и одеваться скромнее. ВТБ и «Сбербанк» получат доступ к бесплатным ресурсам ЦБ, часть которых потратят на валютном рынке, зарабатывая на обвале рубля (за «Сбербанк» не ручаюсь, а для ВТБ это излюбленный способ зарабатывать с 2008 года).
Подтянутся и «олигархи». В крымском проекте с удовольствием примут участие и «Норникель», и «Русал», и Лукойл. Благо, схема перекладывания всех рисков на государство отработана. Инвестировать будут специально созданные «дочки», которые в случае чего и обанкротить не жалко. Да и вкладывать они будут не деньги «Русала» или «Норникеля», а льготные кредиты, полученные в ВЭБе. Не останутся в стороне и Ротенберги с Ковальчуками, которым надо отбивать потери, понесенные из-за западных санкций. Роль иностранного инвестора может исполнить гражданин Швейцарии Геннадий Тимченко, «продавший» накануне его внесения в «список Обамы» свою долю в нефтетрейдере Guvnor.
И если Сочи обошелся России в 50 миллиардов долларов, в Крыму потребуется сумма как минимум вдвое большая. Платить, повторюсь, придется всему населению. Причем не только из-за ускоренного роста цен. Создание «налогового рая» в Крыму выльется в инвестиционный голод остальной части России, и без того не избалованной инвесторами в последние годы. Оформление «витрины», в которую, судя по всему, собираются превратить Крым российские власти, лишает «подсобку» размером в одну шестую часть суши шансов на развитие.
Зато правительство получит дополнительный бонус. Благодаря включению Крыма в российскую статистику, можно будет отчитаться о «неожиданном» росте ВВП.
Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Астахов
Нас блокируют. Что делать?
Пожалуйста, сохраните эту информацию и поделитесь с вашими знакомыми!
Поддержите заблокированные сайты!
Грани.ру, Ежедневный журнал, Каспаров.ру, блог Алексея Навального