У правительства есть план на случай, если ситуация в российской экономике начнет развиваться в соответствии с наихудшим сценарием, успокоил членов Совета Федерации первый вице-премьер Игорь Шувалов. Есть, оказывается, и деньги на реализацию этого плана. Еще с прошлой недели. Президент и премьер в курсе. А парламентариям, равно как и широкой публике, в детали вдаваться не следует: «В силу разных причин, мы не можем открывать, не можем делать этот план публичным, потому что мы можем порождать спекулятивные соответствующие действия тех или иных инвесторов». Правильный подход, пусть лучше будет сюрприз, причем для всех.
Худший сценарий, кстати, по версии Шувалова — это вовсе не распространение формальных санкций США и Евросоюза на ключевые отрасли российской экономики, а действия инвесторов. «Можно еще действовать фактически, давать инструкции своим инвестиционным фондам, разговаривать — совсем неофициально — с рейтинговыми агентствами, посылать сигналы совсем разным образом», — объяснил расслабившимся было парламентариям чиновник. Иными словами, раньше инвесторы бежали из России сами по себе, безо всяких подсказок, отныне этот процесс решено считать выполнением инструкций, полученных инвестиционными банкирами в своих правительствах. Виноватого нашли, можно смело снимать с себя ответственность. Лишнее подтверждение тому, что власти готовятся реализовать шоковый сценарий, описанный в "ЕЖ" несколько дней назад.
Одной констатацией наличия плана (точнее, Плана) Шувалов, впрочем, не ограничился. Кое-какие подробности озвучил. Например, заявил, что никакой тотальной поддержки рушащимся одно за другим предприятиям, как это было в 2008-2009 годах, ждать не стоит. И не потому даже, что денег на всех в этот раз не хватит. Еще одна цитата из выступления Шувалова: «Без оглядки, как это было раньше, пять лет назад, бросаться и помогать компаниям только потому, что мы понимали, что ситуация глобальная была очень жесткая, и нам нужно было сохранять работодателя для того, чтобы у людей была работа, наверное, в этих условиях делать так не нужно. Нам нужно проходить через период очищения, модернизации производства».
Правильно, не хотели обновляться и модернизироваться по-хорошему, придется по-плохому. А если кто-то без работы останется, — все претензии к Меркель с Обамой и послушным рейтинговым агентствам и инвестбанкирам. К слову, о рейтинговых агентствах и выпадающих западных кредитах. Банк России, оказывается, уже давно ведет работу по освобождению российской экономики от диктата западных экспертов и финансистов. Россия присоединилась к китайскому проекту по созданию новой сети международных агентств. Ориентироваться на эти «независимые» рейтинги будут китайские банки, которым и отводится, видимо, высокая честь заменить политически ангажированные западные финансовые структуры.
То же и с экспортом российских энергоносителей. Сама Россия с традиционных для себя рынков уходить не собирается, пока ее оттуда «не будут выпихивать», по выражению первого вице-премьера. Но все же сконцентрируется на том, чтобы «повернуться к новым партнерам». Понятно, что под «новыми партнерами» подразумевается не пребывающая на грани дефолта Аргентина, с которой в обозримом будущем, кроме дорогостоящей для нас военной базы, получить нечего. Ставка все на тот же старый добрый Китай, куда Газпром собирается гнать газ, а «Роснефть» — нефть. Партнер этот, правда, донельзя меркантильный, требует запредельных скидок, но тут уж выбирать не приходится. Так что в мае Путин полетит в Пекин и подпишет-таки газовое соглашение, которое вот уже несколько лет не мог подписать Миллер (уж очень жестко вели себя российские партнеры).
Так что россиянам в ближайшей перспективе будет предложено подзатянуть пояса. Зато через пару-тройку лет российская экономика, подобно фениксу из пепла, выйдет из кризиса обновленной и модернизированной. И те, кто до этого светлого будущего доживет, громко крикнут (по-китайски): «Слава великому Путину за наше счастливое завтра!».
Графика - Михаил Златковский / zlatkovsky.ru