Во вторник 8 апреля в Донецке в захваченом митингующими здании Областной городской администрации (ОГА) состоялось второе заседание координационного совета самопровозглашенной Донецкой народной республики. Сначала заседающие обсудили ситуацию в связи с переговорами, которые представители республики провели с Ринатом Ахметовым на предмет, как избежать зачистки (местный олигарх выступил в качестве посредника между Донецкой республикой и силовиками). Впрочем, дискуссия быстро переключилась на вопрос о принципиальной возможности переговоров с Ахметовым. Путем обмена мнениями с элементами рукоприкладства пришли к отрицательному выводу. (Представители народной республики с олигархами не общаются.)
Потом был зачитан текст декларации о создании Республики. Чтение прерывалось возражениями: дескать, зачем читать второй раз, вчера ведь текст огласили. Однако по просьбе отсутствовавших на предыдущем заседании членов совета декларацию все же дочитали до конца. После чего миловидная девушка-чтец сообщила, что удаляется с заседания: «Буду готовиться к атаке, а вы продолжайте дискуссии».
Тогда огласили текст петиции к ООН и международной общественности, в котором сообщалось, что «7 апреля произошло историческое событие – провозглашена Донецкая народная республика» и прочее. Международную общественность призвали к признанию независимой Донецкой республики и к установлению с ней дипломатических отношений.
После этого участники заседания приступили к формированию Временного правительства. Спорили, стоит ли включать в список арестованных Павла Губарева и Роберта Доню. Пришли к выводу, что все же не стоит.
Заседание завершилось созданием комитетов по безопасности и работе со СМИ. При этом сами СМИ были допущены на мероприятие весьма избирательно: в зале присутствовали только российские и другие зарубежные журналисты. Мысль, что Донецкая республика журналистам не доверяет, не раз повторялась на митингах, которые предшествовали и сопутствовали провозглашению Республики: активисты прямо призывали к изгнанию с площади перед ОГА сотрудников украинских и вообще любых изданий: «Все они врут».
К вечеру с импровизированной сцены перед входом в ОГА началось оглашение текстов указов, решений и ультиматумов Временного правительства, в частности о проведении референдума по поводу федерализации. В отставку была отправлена вся местная власть во главе с губернатором Сергеем Тарутой, а от Республики Украина потребовали выдачи «политзаключенных» Павла Губарева и Роберта Дони, а также вывода украиских войск с территории Донецкой республики (границы которой, к слову, еще не были определены).
На следующий день, 9 апреля, Денис Пушилин (в котором теперь уже можно было распознать фактического руководителя Республики) заявил, что Республику признали три государства. Правда, какие именно, он не уточнил.
В четверг 10 апреля Пушилин сообщил журналистам, что главное требование Республики в отношении киевской власти – это референдум по вопросу о федерализации, который должен быть проведен не позднее 11 мая, однако точная дата пока еще не определена: «Это зависит от других народных республик, соседних с нами», — сказал он. (По всей видимости, имелось в виду, что вскоре на территории Украины возникнут такие же суверенные государства — Харьковская республика, Луганская, Херсонская…)
В этот же день было объявлено о создании Народной армии Донецкой Республики. Главнокомандующим назначен Игорь Какидзянов.
Предложенные властью компромиссы представители республики отвергли (освобождение здания ОГА в обмен на другое здание в центре Донецка, в котором им давали возможность укрепиться), однако в переговорах с мэром Донецка Александром Лукьянченко объявили, что готовы сложить оружие и освободить здание ОГА в обмен на гарантии децентрализации власти и принятия новой конституции, где будут закреплены правила использования русского языка
Фотографии автора