На Юго-Востоке Украины продолжается антитеррористическая операция. Никакой тотальной зачистки нет, речь идёт о точечных акциях. Отбита атака сторонников федерализации Украины на аэродром Краматорска, блокирован Славянск. Конфликт, скорее всего, уже локализован, хотя риски его расширения остаются. Самая сложная ситуация в Донецкой и Луганской областях, в Харькове положение неопределённое. В этом городе ситуация осложняется тем, что мэр ведёт двойную игру, как и элиты двух других регионов, которые пытаются использовать сложившуюся ситуацию в своих целях. Но в Харькове центральная власть больше влияет на ситуацию, сегодня там происходил обыск в одной из сепаратистских организаций.
Конфликт уже принял затяжной характер, но принципиально важно, что центральная власть дала понять и местным элитам, и сепаратистам, что действовать, как в Крыму, она не будет. На вызовы сепаратистов будут отвечать силой. Принципиально важным моментом является ещё то, что, по многочисленным и подтверждённым свидетельствам, включающим конкретные имена, в Донбассе действуют представители российских спецслужб, в том числе — ГРУ. Они занимаются координацией происходящих там событий, именно ими совершались нападения в Горловке и Славянске. Это диверсионные группы, которые захватывают подразделения милиции, потом раздают оружие противникам киевской власти. Они связаны как с Аксёновым, так и с Москвой, в России их курирует человек, занимавшийся этим же в Крыму — политтехнолог Бородай.
Киев выступил с предложением провести одновременно референдум и выборы. Это надо будет согласовывать, возможно, об этом пойдёт речь на четырёхсторонних переговорах 17 числа. Важно, чтобы на эту встречу Украина пришла в качестве страны, способной навести порядок на своей территории. Помимо прочего, украинские власти стараются усилить свои позиции на переговорах.
Президентские выборы также никто не отменял. Конечно, в Донецкой и Луганской областях провести их непросто, особенно если сохранится нынешняя ситуация. Это проблема, но «матч состоится при любой погоде», несмотря на кризис. Страна должна получить легитимного президента, хотя Россия и пытается всеми силами этому помешать.
На повседневную жизнь людей на Востоке происходящее влияет крайне негативно. Принципиальная разница с тем, что было зимой в Киеве, налицо. Когда стоял Майдан и в центре города была сложная ситуация, она была локализована на конкретном участке. Был блокирован правительственный квартал, хотя и туда можно было попасть. Кроме драматических событий 18-20 февраля, всё работало, были открыты рестораны возле Майдана, функционировало метро. Город жил нормально. После того как сбежал Янукович, был непростой период, так как милиция оказалась деморализована и три дня не появлялась на улицах, но тогда создавались отряды самообороны, патрули, которые держали ситуацию под контролем, и всё было спокойно. А в Донбассе сейчас много случаев мародёрства, в социальных сетях пишут про резко усилившуюся преступность. Нужно понимать специфику региона — край депрессивный, там много людей с криминальным прошлым, много любителей выпить. И когда у таких людей появляется оружие, для простых людей положение становится очень неприятным. И вместо российского порядка получили донецкий беспредел.
Теория о том, что Россия рассчитывает пробить сухопутный коридор до Приднестровья, объединить русскоязычный пояс и отрезать Украину от моря, хорошо известна. Но надо понимать — геополитически к этому могут стремиться, но реально это возможно только в результате полномасштабной военной операции. А когда попытались повторить историю с «зелёными человечками», стало очевидно, что крымский сценарий не пройдёт, будет даваться отпор. Полномасштабная же военная операция приведёт к серьёзнейшим негативным последствиям не только для Украины, но и для России. И потом, никто же реально не собирается присоединять ни Донбасс, ни весь Юго-Восток. Россия просто не выдержит дополнительную нагрузку депрессивных регионов, нахлебников у бюджета и так полно.
Может быть, российские власти хотят просто создать ещё одно Приднестровье, выстроить «санитарный кордон» вокруг Украины. И сейчас в Донбассе решается, насколько этот сценарий возможен.
На фото: Украина. Донецкая область. 15 апреля. Военнослужащие 25-ой отдельной бригады ВДВ вооруженных сил Украины, дислоцированной под Славянском.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев