Пасха громких человечков
Снова, как и три года назад, католическая и православная Пасха совпали. И календарь совершил новый экуменический ход. Украинское телевидение в прямом эфире показало торжества в Киеве и Риме, российское — в Третьем Риме. Второй Рим — Константинополь — остался на время в тени, до очередной встречи представителей православных церквей по поводу подготовки Всеправославного собора.
Религиозный фактор продолжает влиять на политическую риторику. Достаточно вспомнить выступление председателя Верховной рады Александра Турчинова и премьер-министра Украины Арсения Яценюка накануне великого праздника.
И все-таки значение этого самого фактора падает. Религия все больше и больше воспринимается массовым сознанием как красочное шоу. Для большинства Пасха ассоциируется исключительно с куличами, пасхами, яйцами и прочими атрибутами церковности. Без всякой связи с внутренней жизнью.
Движение в сторону от сакрального к театральному особенно ощущается на улицах Москвы. В этом году столичные власти выделили на проведение праздника 45 миллионов. Спонсорских денег было собрано, конечно, больше. Вот и появились на площадях и проспектах щиты с поздравлениями, импровизированные концертные площадки, пасхальные ярмарки. Напротив мэрии, рядом с памятником Юрию Долгорукому, красуются два огромных расписанных яйца. И рядом палатки, палатки и сцена. Гуляй, не хочу. Жаль только что в стоящем рядом храме Космы и Дамиана по настоянию властей предержащих перестали кормить бомжей. Портят они, оказывается, красоту потемкинской деревни.
Многочисленные хоры, начиная с мужского хора Сретенского монастыря, исполняют не только церковные песнопения, но и советские песни. То там, то здесь звонят колокола. На Красной горке (так называется неделя после Пасхи) каждому, согласно церковным правилам, дозволяется забраться на колокольню и дернуть за веревочку. Словом, любовь, комсомол и весна в новом контексте.
И это-то больше всего и смущает.
Куда-то ушла совсем на периферию внутренняя радость праздника, его особая тишина. Все какие-то пиар-акции — начиная с доставки Благодатного огня от зажигалки и кончая исполнением музыкальных опусов главы ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева). В этой связи даже молитва патриарха Кирилла о мире на Украине немного похожа на театральный жест. Тем более что опять зазвучали слова о «русском мире». Не пора ли вернуться на землю?
В Пасхальном послании, впрочем, патриарх предельно корректен: «Наша особая молитва сегодня 1 о народах России и Украины, о том, чтобы воцарился мир в умах и в сердцах братьев и сестер по крови и по вере, чтобы восстановились утраченные связи и столь необходимое сотрудничество».
Из молчания, если оно наполнено внутренней глубиной, родится слово. По крайней мере, так говорят святые отцы. Да и поэт не случайно заметил: «Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь».
И тихая служба — это не просто тишина. В древнем Риме под тишиной понимали отсутствие всякого огреха в ауспенциях. Без благоприятного птицегадания битвы не начинали. Тишина рождала ответственное действие, серьезный выбор. И в этой связи хотелось бы спросить: кто сегодня внутри церковной ограды живет тишиной?
Подлинная вера уходит из современной жизни. Многим она просто мешает, ибо выводит за рамки только социального. Громким человечкам удобно прийти на грандиозный спектакль, красочное шоу, перекреститься перед иконой, сказать несколько важных слов. И заняться своим, геополитическим, или идеологическим, или еще каким.
Громкие человечки живут в нашей стране, и их немало. Но они есть и в других местах. Например, те, кто принимает решение не пускать поголовно российских мужчин в возрасте от 16 до 60 лет в Украину, к святыням православия, с ними дружат.
Громкие человечки сегодня празднуют Пасху. Они говорят правильные слова о радости и любви. Они погружают нас в бездну духовности.
И мне, как русскому патриоту, становится немного страшно. Не только потому, что мы оказываемся под ударом самой сильной державы в современном мире. Что Россия во вполне обозримой перспективе может распасться (ибо безудержная советизация вкупе со злыми янки принесет свои горькие плоды). Но и потому, что духовные основы жизни начинают куда-то исчезать, девальвировать. И подмены следуют одна за другой.
Фотографии ИТАР-ТАСС