США и Евросоюз, к санкциям которых против России присоединилась и Япония, пока явно не готовы нанести серьезный ущерб российской экономике, опасаясь, что сами понесут серьезные потери. Видимо, поэтому российские парламентарии решили взять дело в свои руки и устроить в стране серьезный финансовый кризис, чреватый паникой среди российских вкладчиков и параличом банковской системы. Чем-то иным принятие Госдумой поправок к закону о Национальной платежной системе, которые сегодня будет рассматривать Совет Федерации, объяснить сложно.
Поправки, о которых идет речь, среди прочего, предусматривают, что оператор платежной системы будет обязан обеспечивать бесперебойность функционирования платежной системы в порядке, установленном Банком России. В случае, если платежные системы в одностороннем порядке станут прекращать обслуживание того или иного банка, им придется платить штрафы до 10 миллионов рублей в день. А в качестве обеспечительной меры международные платежные системы должны будут депонировать в ЦБ четверть дневного оборота.
Представители Visa заявили, что компания может быть вынуждена свернуть свой бизнес на территории России, если эти поправки 1 июля вступят в силу. Хотя бы потому, что размер страхового депозита в несколько раз превышает годовой доход Visa в России. Ранее с похожим заявлением выступили представители MasterCard.
При этом следует понимать, что международные платежные системы вовсе не стремятся уйти с российского рынка, где они неплохо зарабатывают. Потеря России выльется в падение их акций, приведет к снижению оборотов и падению прибыли. «В России 100 млн карт Visa. Никто, в том числе и сама Россия, не выигрывает от того, что держатели карт не смогут ими пользоваться», — пытается вразумить российских парламентариев финансовый директор Visa Байрон Политт.
Но, похоже, тщетно. Ведь команда «наказать» обидчиков попавшего под санкции банка «Россия» поступила с самого верха. За день до голосования поправок в третьем чтении Путин заявил, что Visa и MasterCard могут потерять российский рынок, где их доля составляет 90%, так как показали, что подвержены политическому влиянию извне. На той же недели не в меру воинственный в последнее время премьер, выступая в Госдуме, заявил, что действия Visa и MasterCard «не должны остаться безнаказанными».
Ну а раз высочайшая воля была высказана весьма недвусмысленно, причем не раз, о последствиях можно и не думать. Между тем, «наказание» платежных систем может обернуться серьезным кризисом прежде всего в России. Да, Visa и MasterCard, если их выдавят с российского рынка, понесут серьезные потери. Серьезные, но отнюдь не фатальные. В конце концов, Россия не единственная и далеко не самая крупная страна, в которой работают эти платежные системы. А вот в России они контролируют 90% всех выпущенных в стране пластиковых карт.
Можно себе представить, что начнется, если в один прекрасный день практически весь «пластик» всех российских банков перестанет работать. Мертвые банкоматы, очереди в кассы банков и обменные пункты. Паника среди вкладчиков, стремительный рост задолженности по кредитным картам. Проблемы с бронированием и оплатой услуг за границей через интернет, судорожные попытки форсировать внедрение национальной платежной системы, чтобы спасти хотя бы зарплатные проекты. Про постепенный (или ускоренный) переход к безналичным платежам забыть можно будет надолго. Выдержит ли подобного рода «стресс-тест» российская банковская система, и без того пребывающая далеко не в лучшей форме, тоже не очевидно. Но что значат такие мелочи по сравнению со сладостью мести за обиженных друзей Путина.
Фото ИТАР-ТАСС/ Евгений Курсков