Сегодня можно смело констатировать – спецоперация по разрушению украинской государственности, которую Москва начала реализовывать еще до победы киевской революции, 25 мая закончилась крахом. Все последние месяцы главной задачей Кремля было не допустить президентских выборов в Украине. Но выборы состоялись, и, придя на них, страна легитимизировала завоевания революции, подтвердила приверженность курсу Майдана. В этом смысле фигура нового президента имеет второстепенное значение. Главное, что он появился.
Скорее всего, в ближайшее время Владимир Путин официально не признает итоги украинских выборов. Надо думать, Кремль ограничится той формулировкой, которая уже была опробована несколько дней назад и, похоже, всех устраивает. «Мы будем уважать выбор украинского народа», – в очередной раз произнесет глава российского государства. Впрочем, в данной ситуации гораздо важнее, изменит ли Россия свою политику в отношении ближайшего соседа.
Понятно, что в краткосрочной перспективе проблема Крыма выпадает из гипотетической переговорной повестки между Москвой и Киевом. Любые переговоры закончатся в тот самый момент, когда украинская сторона попробует поднять этот вопрос. Нет сомнений в том, что новые украинские власти это прекрасно осознают – Петр Порошенко выглядит человеком вполне разумным. Но и без Крыма остаются два ключевых вопроса, которые требуют разрешения в ближайшее время – ситуация на Юго-Востоке Украины и газовая проблема.
Если говорить о конфликте вокруг поставок российского газа, принципов ценообразования и увеличивающейся задолженности, то эта та река, в которую обе стороны входили уже не раз. И можно предположить, что чучелом, тушкой, с помощью западных партнеров, учитывая очевидные многосторонние интересы, но решение будет найдено. Не быстро, не без скандалов, с игрой в закрытие-открытие вентиля, но к какому-то знаменателю, более или менее всех устраивающему, стороны придут.
Другое дело – Донбасс. Тут что-либо прогнозировать гораздо труднее. Понятно, что в ближайшее время и Москва, и Киев, осознавая, что в какой-то момент все равно придется договариваться, попытаются максимально улучшить свои переговорные позиции. То есть добиться преимущества в контроле над территориями и объектами обеих областей. Следовательно, в краткосрочной перспективе резкой эскалации конфликта избежать не удастся. Собственно говоря, российские власти уже сделали шаги в этом направлении еще в минувшую субботу, за день до президентских выборов – в обеих областях появились абсолютно новые, ранее там не замеченные формирования боевиков, которые передвигаются на нескольких КАМАЗах. Как свидетельствуют наши источники в Донецкой области, грузовики прорвались через границу со стороны России, и они доверху набиты вооруженными людьми, преимущественно кавказской внешности. В этих условиях руководство Донецкой области приняло единственно возможное решение – в целях обеспечения безопасности людей ни один участок на территории Донецка открыт в воскресенье не был.
Скорее всего, ответ от Петра Порошенко себя ждать не заставит, и в ближайшее время контртеррористическая операция возобновится (войска уходили на выборный перерыв). И тут на стороне правительственных сил, конечно, сыграет эффект конца периода временного правительства и обретения страной законно избранной верховной власти.
Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Никитин