Итоги недели. Путина знакомят с ультиматумом «семерки»
Высадившись во Франции, Владимир Путин тут же одержал замечательную дипломатическую победу. Хозяин Елисейского дворца Франсуа Олланд пожал ему руку. А еще в ходе позднего ужина накормил московского гостя блюдами нормандской кухни. О содержании меню радостно сообщило государственное информационное агентство ИТАР-ТАСС: «Подавали нормандские и бретонские традиционные деликатесы. Главным блюдом была рыба тюрбо», — рассказал собеседник агентства. И кто теперь после рыбы тюрбо рискнет говорить, что Владимир Путин находится в жесткой международной изоляции!
Правда, в тот же день у Путина случился и дипломатический облом. Британский премьер Кэмерон хоть и встретился с российским президентом, но от рукопожатия уклонился.
На самом деле обостренное внимание ИТАР-ТАСС к меню неслучайно. Обе встречи прошли без совместных заявлений и традиционных выходов к журналистам. Однако содержание их секретом не было. Оба западных лидера пытались склонить Владимира Путина к признанию избранного украинского президента Петра Порошенко и прекращению вооруженного вмешательства в дела этой страны. Похоже, Олланд и Кэмерон попытались разыграть злого и доброго полицейского. Если один угощал Путина деликатесами, то другой вел жесткий разговор. «Статус-кво, текущее положение дел неприемлемо и должно измениться, — сообщил свои требования британский премьер в интервью Би-Би-Си. — Требуется деэскалация ситуации. Нужно положить конец применению оружия и проникновению людей через границу (Украины). Нам нужны действия в этих направлениях, и если они будут предприняты, то появится возможность для дипломатии, установления хороших отношений между Украиной и Россией и успешного будущего для украинского народа».
Одним словом, с деликатесами и без оных до Путина пытались донести решения «семерки» промышленно-развитых государств, в которую стараниями российского президента превратилась «восьмерка». Лидеры семи промышленно- развитых государств, впервые за последние лет двадцать собравшиеся без участия российского представителя, выставили Кремлю ясные и жесткие условия. «Мы призываем Российскую Федерацию признать результаты выборов, завершить отвод своих вооруженных сил от границы с Украиной, остановить поток оружия и боевиков через границу и использовать свое влияние среди вооруженных сепаратистов для того, чтобы они сложили оружие и отказались от насилия», говорится в заявлении «семерки». Столь же ясно сформулирована и угроза: «Мы готовы применять точечные санкции и значительные дополнительные ограничения в отношение России, если этого потребует ситуация». Очевидно, Олланд и Кэмерон и попытались донести до Путина в деталях, что это будет означать для отечественной экономики.
Вопреки обвинениям в слабости и нерешительности западные лидеры продемонстрировали, что они не желают жить в том особом мире Владимира Путина, мире Realpolitik XIX века. Мире, в котором угроза потери военной базы может оправдать аннексию значительной части соседнего государства. При этом уже ясно, в какой срок должен быть исполнен этот ультиматум. Окончательные решения о санкциях будут приняты на саммите ЕС 27-28 июня.
Одновременно происходит то, чего вроде бы больше всего опасался Путин. Соединенные Штаты планируют усиление своего военного присутствия в Европе. Президент Обама намерен обратиться в Конгресс, чтобы получить для этого дополнительные средства. Одновременно министр обороны США Чак Хейгел призывает европейских союзников попрощаться с «дивидендами мира», которые те привыкли получать после конца холодной войны, и начать наращивать расходы на оборону. Потому что вновь появился тот, от кого придется обороняться. Окончательные решения на сей счет будут приняты на осеннем саммите НАТО. Ничего хорошего для России в любом случае ждать не следует. Наконец, уже сейчас объявлено, что американские военные советники отправятся в ближайшее время на Украину, чтобы определить, какая помощь требуется этой стране.
Итак, угроза новых санкций, которые затронут уже всех жителей России, военные приготовления на ее границах, превращение страны в мирового изгоя — такова плата за «крымнаш», за цветную контрреволюцию, устроенную Кремлем на юго-востоке Украины. Путину эта цена не кажется слишком высокой.
Фото ИТАР-ТАСС/ЕРА