Представители Российского союза промышленников и предпринимателей отправятся сегодня к премьеру Медведеву, чтобы обсудить с главой правительства подготовленный еще в марте этого года законопроект о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний, который должен стать основой правительственной антиофшорной кампании. Накануне состоялись консультации в Минфине с участием представителей РСПП и Минэкономразвития.
Бизнес-сообщество, на сторону которого встало и экономическое ведомство, не устраивают слишком жесткие положения, закрепленные в документе, представленном финансовым ведомством. Так, Минфин предлагает обложить налогом на прибыль или налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) доходы иностранных компаний, не распределяющих прибыль на территории России и аффилированных с российскими физическими или юридическими лицами. При этом для того, чтобы прибыль офшорной «дочки» была приписана российской компании, доля владения должна превышать 10%.
РСПП и Минэкономразвития предлагают поднять порог российского участия в капитале иностранной компании до 50%, поскольку в нынешнем варианте под действие новых правил подпадают не только компании, использующиеся для вывода прибыли из страны, но и компании, которые реально не контролируются российскими резидентами и используются для технических или технологических нужд. Кроме того, бизнес не устраивает отсутствие перечня юрисдикций, в отношении которых будут действовать новые правила. В нынешнем варианте под угрозой оказываются любые инвестиции российских компаний и физических лиц за рубежом, в том чисте и в развитых странах. Представители РСПП указывают на то, что подобный подход может серьезно ударить по конкурентоспособности российского бизнеса. Кроме того, Минэкономики рекомендовано существенно снизить ставку налога на прибыль офшоров с 20%, предложенных Минфином, до 9%, что даст возможность уменьшения налогооблагаемой базы на сумму налога.
Минфин пока полностью отказываться от своих предложений не готов. В качестве компромисса финансовое ведомство предлагает ввести переходный период: сначала установить более высокую долю владения, затем ее снизить.
Неуступчивость Минфина объясняется просто: уже не первый год ведомство испытывает серьезные трудности с наполнением бюджета, а расходов, которые необходимо оплачивать во что бы то ни стало, становится все больше. Стоит напомнить, что правительство взялось активно бороться с офшорами, когда российская экономика начала замедляться, отток капитала принял угрожающие размеры, а федеральный бюджет стал сводиться с большим трудом. Но, как и любое ужесточение регулирования, антиофшорный закон пагубно скажется на деловом климате, улучшение которого объявлено одним из главных приоритетов правительства, и станет лишним аргументом для потенциальных инвесторов, чтобы не связываться с российской экономикой. И хотя краткосрочный эффект для бюджета может оказаться положительным, в долгосрочной перспективе задача модернизации экономики может оказаться совсем уж невыполнимой.
На фото: Первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев, президент РСПП Александр Шохин, исполнительный вице-президент РСПП Гарегин Тосунян и главный экономист HSBC по России и СНГ Александр Морозов (слева направо) во время круглого стола на тему "Ослабление курса рубля: последствия для экономики, бизнеса и населения".
Фото ИТАР-ТАСС/ Вячеслав Прокофьев