Дела с наполнением бюджетов, особенно региональных, обстоят все хуже, а надежд на то, что экономика отреагирует на пламенные речи правительственных «модернизаторов», подкрепленные сотнями миллиардов госрасходов, и начнет расти опережающими темпами, не осталось никаких. Никакого модернизационно-инновационного скачка, рывка или прорыва на горизонте не просматривается, долги региональных бюджетов вызывают нервный тик даже у видавших виды матерых минфиновцев, а задач, обозначенных в эпохальных майских указах Путина, никто пересматривать не позволит: подвергать ревизии сакральные тексты – преступление почище выхода на Болотную. Так что Минфин, запросив интеллектуальной поддержки у других членов экономического и социального блока, уже не первый день судорожно изыскивает источники дополнительных доходов.
Первым делом вспомнили о старой идее заменить НДС налогом с продаж. Однако существенного эффекта сама по себе эта мера, скорее всего, не принесет. Зато если НДС не отменять, а регионам разрешить вводить дополнительно еще и налог с продаж, региональные бюджеты получат дополнительные миллиарды, которые смогут «осваивать», некоторое время не тревожа Минфин слезными просьбами об увеличении дотаций. Потом дошло дело и до многострадальных курильщиков – решено повысить акциз на «дорогие» сигареты. А если учесть, что в результате всех предыдущих повышений табачного акциза «дешевых» сигарет практически и не осталось, заядлым курильщикам вскоре придется переходить на махорку. Вспомнили и о Газпроме, которому предстоит платить акциз на газ, поставляемый в Турцию по «Голубому потоку». Вырастет и налог на дивиденды, низкая ставка которого должна была стимулировать воспитание в России «поколения инвесторов» и способствовать росту отечественного фондового рынка. Но когда денег нет, тут уж не до инвесторов с их дивидендами, а международный финансовый центр в России, что с фондовым рынком, что без оного, после взятия Крыма не построить.
Все это, впрочем, сумм, потребных на реализацию грандиозных замыслов и решение насущных задач, не принесет. Творческий подход к поиску дополнительных доходов проявила вице-премьер Ольга Голодец, предложившая не торопиться с разморозкой пенсионных накоплений граждан и отложить ее на неопределенный срок. Логика железная. Поскольку граждане практически никак не отреагировали на действия государства, запустившего руку в их пенсионные накопления, даже после откровенного признания министра Силуанова в том, что деньги потрачены и возвращать их никто не собирается, то эксперимент можно признать удачным. И практику конфискации «живых» пенсионных денег в обмен на виртуальные мифические «баллы» можно сделать постоянной.
Но и этого, как видно, для достижения сбалансированного бюджета недостаточно. Так что правительство взялось обсуждать повышение налогов, дающих самый стабильный приток средств в бюджет – НДС (налог на добавленную стоимость) и НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Каждый из них предлагается с 2019 года «округлить» на 2 процентных пункта. НДС собираются повысить с 18 до 20%, а НДФЛ с 13 до 15%.
Минфин надеется получить в результате повышения НДС при прочих равных условиях дополнительно 600 миллиардов рублей в год, а региональные бюджеты – за счет НДФЛ – пополнятся на полтриллиона. Ключевые слова тут «при прочих равных условиях», поскольку повышение налогов само по себе эти условия меняет. Повышение НДС будет заложено в розничные цены и выльется в дополнительную инфляцию, которая «при прочих равных условиях» не лучшим образом скажется на потребительских расходах и, соответственно, на уровне продаж, а потом и на уровне производства. Этот процесс усугубится из-за планируемого введения налога с продаж, который также немедленно будет заложен в цены. Те отрасли, которые не смогут переложить повышение НДС на население, вынуждены будут сокращать инвестиции. Экономический рост, который и без того не радует своим фактическим отсутствием, станет и вовсе категорией эфемерной и умозрительной, а то и вовсе отрицательной. И в результате Минфин рискует после повышения НДС не получить и того, что собирает теперь. С НДФЛ все обстоит еще хуже. Его повышение окончательно охладит пыл сторонников «белых» зарплат, тем более что после конфискации пенсионных накоплений за 2014 год, а также в свете правительственных инициатив продлить эту конфискацию на неопределенный срок (до полного и окончательного восстановления экономики Крыма, не иначе), вменяемых аргументов у них и так немного. Так что собираемость НДФЛ может сильно разочаровать региональных чиновников.
Вся эта правительственная суета с наполнением федерального и региональных бюджетов будет иметь негативные последствия задолго до того, как налоги будут повышены в реальности. Про деловой климат в стране можно забыть. Особенно после заявления пресс-секретаря Путина, старательно перенимающего у патрона его незамысловатую манеру шутить. На вопрос «Ведомостей» о том, какова вероятность повышения налогов, Песков ответил: «Какова вероятность того, что пойдет дождь? 50 на 50. Вот и в этом вопросе вероятность 50 на 50: может, налоги будут повышены, а может, и нет». Любой вменяемый инвестор после подобного рода заявления повертит пальцем у виска и поищет страну с более предсказуемыми «правилами игры».
Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин