Прямая речь
21 ИЮЛЯ 2014
Алексей Арбатов, политолог:
Происходящее не беспрецедентно, в 1982 году были такие же серьёзные боевые действия, имевшие под собой ту же подоплёку: Израиль пытался прекратить атаки на страну со стороны террористических организаций, которые проводили обстрелы ракетами, совершали теракты и нападения. Тогда это закончилось не очень успешно, потому что бои на земле всегда сопряжены с потерями. Израиль лучше управляется с ситуациями, где можно ограничиться ударами с воздуха по разведанным целям террористов или сомнительных государств, которые пытаются создать ядерное оружие. Можно вспомнить весьма успешные удары по ядерным объектам Ирака или Сирии. А на земле Израиль действует успешнее, когда отражает нападения на собственную территорию. Так что в целом ничего уникального не происходит, хотя речь идёт о серьёзнейшем обострении и больших потерях. Впрочем, в отличие от предыдущего случая сейчас Израиль не находится в международной изоляции, что делает его положение немного легче.
Но в последние десятилетия, в 90-е и позже, столь масштабных боевых действий на земле в стране действительно не происходило. Имели место авиаудары и ракетные удары, но не подобные операции. Израиль просто вынудили к этому, потому что, когда сотни ракет выпускаются с территории Газы по мирным объектам, по городам, чтобы терроризировать мирное население, — это совершенно непозволительно. Тем более со стороны сектора Газа, который от Израиля целиком зависит, снабжается из Израиля и водой, и электричеством, и бензином, а отвечает тем, что каждый день выпускает множество ракет. Ни одно государство не потерпит подобного безобразия.
Прямая речь
10 ИЮЛЯ 2014
Алексей Арбатов, политолог:
Сам по себе перманентно тлеющий конфликт между Израилем и Палестиной разрешён никогда не был. Для ХАМАС вся суть существования заключается в борьбе с Израилем, без этого все теряет смысл. Поэтому они используют любые поводы, чтобы периодически обострять положение Палестины, потому что это означает новые деньги, а удары Израиля, которые иногда приводят к жертвам среди мирного населения — источник дополнительного притока боевиков. Жить по-другому ХАМАС не может, конфликт на Ближнем Востоке — это их питательная среда, и они не могут позволить ему затухнуть.
Сейчас убили трёх израильских мальчиков, в ответ кто-то убил палестинского ребёнка, кто именно — ещё надо расследовать, но этого оказалось достаточно для ХАМАС, чтобы обострить конфликт. Израиль нанёс ответный удар, в ответ на это с палестинской территории было выпущено ещё больше ракет, теперь, может быть, в секторе Газа будет израильская наземная операция, и пошло поехало.
Отношение Запада и России к происходящему в данный момент мало отличается от того, как они смотрят на этот вопрос обычно. Единственная разница состоит в том, что, с учётом кризиса вокруг Украины и особой позиции Израиля, Россия сейчас объективнее, чем когда бы то ни было, на наших центральных каналах освещает ситуацию, не поддерживая явным образом ни одну из сторон.
Прямая речь
18 ДЕКАБРЯ 2014
Александр Гольц:
Понятно, что кардинальных изменений ожидать не стоит, США просто заблокируют проект признания, если он будет внесён в Совет Безопасности. В то же время, конечно, процесс идёт, и все основные игроки будут вынуждены на него реагировать. На фоне этого всё время происходит фактическая легализация различных палестинских организаций, которые я уже не рискну назвать «террористическими». Но поскольку их методы остаются именно террористическими, то всякий раз, когда будет происходить очередной теракт, у Израиля будет возможность сказать: «Вот вы исключили ХАМАС, а кто тогда сделал то-то и то-то?». Но при этом очевидно, что сейчас те, кто выступают за признание Палестины, а также Иран и поддерживаемые им организации, выглядят более цивилизованными на фоне появившегося Исламского государства.