Война в тылу. Распад парламентской коалиции
Отставка украинского премьера Арсения Яценюка, о которой сам он заявил в четверг 24 июля, по сути явилась техническим следствием развала парламентской коалиции. При этом и сам по себе развал коалиции стал делом предсказуемым и заведомо решенным. О том, что фракция Виталия Кличко«УДАР»намерена выйти из коалиции, «ударовцы» стали говорить с начала недели, и ни для кого не секрет, что делали они это с ведома президента Петра Порошенко. В целом из двух ведущих на сегодняшний день украинских парламентских фракций именно «УДАР» считается пропрезидентской, тогда как «Батькивщина» остается партией Арсения Яценюка и Александра Турчинова (соответственно премьера и спикера). В итоге 24 июля о своем выходе из коалиции заявили лидер фракции «УДАР» Виталий Ковальчук, лидер «Свободы» Олег Тягнибок, более десятка внефракционных депутатов и несколько депутатов «Батькивщины». Таким образом, расклад сил определился, и похоже, на этом поле сейчас ведет игру Петр Порошенко.
Характерно, что ничего катастрофического в техническом «безвластии» ни президент, ни сами «ударовцы», ни большинство наблюдателей не видят. Нынешнему составу Рады осталось доработать буквально 2-3 месяца, включая отпуск. В том, что в конце октября состоятся досрочные парламентские выборы, мало кто сомневается. Старый состав Рады нимало не отражает нынешнюю «постмайдановскую» ситуацию — мы помним, что именно этот состав в большинстве своем 16 января проголосовал за «законы диктатуры» и это стало поворотным пунктом в истории Майдана. Вряд ли нынешний состав Рады заинтересован в полной «перезагрузке», в том числе и законодательной, и вряд ли такой состав способен проголосовать за антикоррупционные законы и судебную реформу. Но именно этого требует от Украины новая реальность.
Некоторые моменты истерики 24-25 июля можно было наблюдать лишь в стане «Батькивщины», что, в общем, понятно и объяснимо. У «Батькивщины» и у сил, что стоят за нею, вряд ли когда-нибудь в ближайшее время появятся шансы стать у руля власти. И тем не менее, за эти несколько месяцев и Яценюк, и Турчинов скорее набрали очки, и теперь уже совершенно очевидно, что лидером партии на новых выборах станет именно Арсений Яценюк, а никак не Юлия Тимошенко. Настоящий конфликт интересов, который, собственно, и стал причиной распада коалиции и отставки Яценюка, следует понимать как конфликт «УДАРа» и «Батькивщины», причем конфликт этот носит очевидно предвыборный характер. Ни одна из сил не заинтересована в том, чтобы в преддверии выборов брать на себя экономический негатив — а именно, ответственность за секвестр бюджета и непопулярные законы, связанные с энергетической реформой. При этом депутаты от «Батькивщины» заявляют, что провал энергопакета целиком на совести «ударовцев», которые традиционно лоббируют интересы группировки «РосУкрЭнерго» (Дмитрий Фирташ, Сергей Левочкин): новая система управления ГТС, которую предлагает Кабмин, невыгодна прежде всего Фирташу. В свою очередь, депутаты от «УДАРа» обвиняют депутатов от «Батькивщины» и самого Яценюка в «дезертирстве» («с энергетического фронта — на выборы») и обращают внимание на то, что в поправках к Налоговому кодексу правительство увеличивает налоги лишь на те отрасли, которые не связаны напрямую с бизнесом Рината Ахметова, известного симпатизанта и спонсора «Батькивщины».
Что из всего этого следует? Чем обернется этот конфликт интересов и как обескровленная войной Украина выйдет из ситуации безвластия? В пропрезидентском лагере, похоже, настроены относительно спокойно и полагают, что ближайшие две недели (отставка Яценюка законодательно может быть принята лишь на следующей пленарной сессии Рады 12 августа) пройдут в плодотворных переговорах и стороны придут к компромиссу. «Кредитная история» Петра Порошенко показывает, что это возможно: Порошенко всегда умел договариваться. Впрочем, очень возможно, что судьба Арсения Яценюка решится в четверг 31 июля на внеочередном пленарном заседании Рады.
Одним из факторов, который, по идее, должен заставить противоборствующие кланы пойти навстречу друг другу и найти общий язык, станет миссия МВФ, прибывающая в Киев в середине августа. Второй — война на востоке. Но есть еще третий фактор — гражданское общество, которое показало, что намерено контролировать власть и что менее всего заинтересовано в популистской стратегии.
Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Никитин