Тут у нас новый скандал случился. Монополист по предоставлению интернет-трафика в Белоруссии «Белтелеком» перекрыл доступ к сайту www.charter97.org. Для тех, кто не в теме: речь идет о крупнейшем оппозиционном ресурсе Белоруссии.
Собственно говоря, им не привыкать. Отключали «Хартию» и до этого, и после этого отключать не раз будут. А уж во время выборов, когда «Хартия» предоставляет трибуну наиболее радикальным оппонентам лукашенковского режима, – Андрею Санникову, Ирине Халип, Станиславу Шушкевичу, Андрею Почобуту – это просто стало традицией. Да и гибель учредителя сайта Олега Бебенина, случившаяся при загадочных обстоятельствах в сентябре 2010 года, его соратниками напрямую связывается с деятельностью белорусских спецслужб. Наконец, после выборов 19 декабря 2010 года сразу пятеро постоянных авторов сайта оказались за решеткой – в статусе политзаключенных.
Скандальность ситуации заключается в том, что на этот раз доступ к сайту был перекрыт белорусскими властями по просьбе российских коллег. Дело в том, что в отношении к российской агрессии против Украины «Хартия» заняла однозначно негативную позицию, превратившись в дайджест наиболее жестких новостей и оценок. А поскольку этот крупнейший общественно-политический ресурс Белоруссии – на русском языке! – привыкли читать и многие россияне, разумеется, и спецслужбам РФ стала «Хартия» костью в горле. Ничего не поделаешь – слово разлетается в пространстве с такой скоростью, что его не остановишь, не перекрыв все каналы.
А поскольку это слово несет альтернативную информацию, то в условиях информационной войны необходима полная блокада, иначе с ним не справишься.
До сих пор именно российские спецслужбы выполняли маленькие просьбы белорусских коллег. То они лидеров белорусских анархистов задерживали. То на типографии, печатавшие оппозиционные листовки, наезжали. А сейчас вот – маленькая встречная просьба. К тому же – выполненная белорусскими коллегами явно не без удовольствия.
Ничего не поделаешь. Если слово пытается сузить пространство диктатуры, то диктатура отвечает ему тем, что резко сокращает возможности для его собственного пространства. Что бы ни говорили диктаторы публично, иных реальных союзников, кроме друг друга, у них нет.
А у кого-то еще были иллюзии по поводу позиции белорусских властей?