КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеХрам на гаражах

5 СЕНТЯБРЯ 2014 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

ИТАР-ТАСС

В Москве продолжается уничтожение культурного наследия. Не успела общественность прийти в себя после сноса фасада дома Прошиных, как ее «обрадовали» известием о строительстве нового храма Сретенского монастыря на Большой Лубянке. Для этого придется снести семь дореволюционных строений.

Разговоры о строительстве храма Новомучеников и Исповедников Российских на Крови ходили давно, с весны прошлого года. То, что настоятель Сретенского монастыря, «духовник Путина» и ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре о. Тихон (Шевкунов) пробьет в чиновничьей среде нужное для себя решение, сомневаться не приходилось. Но оставалась слабая надежда на здравый смысл, на разумные доводы градозащитников. А говорили они о том, что новая церковь из-за своих размеров подавит весь исторический облик Рождественского бульвара, который пересекается с Большой Лубянкой. Что котлован рядом с древним собором может привести к нарушению фундамента. Что подобный храм должен стоять на площади, а не на задворках. Что территория монастыря признана охранной зоной объекта культурного наследия.

Однако московские власти посчитали все эти доводы неосновательными и дали зеленый свет глобальной идее о. Тихона. Главный церковный начальник по культуре предвидел такой сценарий и заблаговременно снес часть исторических построек.

Ах, если бы такое рвение отец архимандрит проявлял в деле защиты культурного достояния! Ему бы цены не было. Вот, например, было бы интересно узнать от него о судьбе иконы Торопецкой Божьей Матери. Уже пять лет шедевр древнерусской иконописи, увезенный из Русского музея, находится в поселке «Княжье озеро» в Подмосковье. В каком состоянии сейчас икона? Не появились ли дефекты на красочном слое (а этого больше всего опасаются специалисты)? Будет ли она возвращена в музей?

Это только один частный вопрос, а их море. Но молчит досточтимый отец, мало волнует его старина. И, как Васька из басни, ест сметану.

Конечно, о. Тихон в свое оправдание может сказать, что Сретенский монастырь ведет большую культурную работу: функционирует издательство, литературное кафе и т.д. и т.п. Но уж слишком однобоки, идеологически зашорены все эти начинания. Михалков, Крупин, Николаева, Аксючиц – вот список действующих лиц. Какое-то сплошное славянофильство, партийная культура и партийная организация.

Не будет ли новый храм новомучеников тоже встроен в эти партийные игры?

С почитанием новомучеников в Русской православной церкви творится что-то неладное. Их жизнь, обстоятельства, в которых им приходилось действовать, известны немногим верующим. Советское прошлое сегодня упаковывается в глянец. На Соловках, например, несколько лет назад уничтожили граффити репрессированных, зато сделали евроремонт на Секирной горе. И это общая тенденция: снести барак, где сидели страдальцы, и установить рядом поклонный крест.

А чтобы привлечь верующих в храмы, где находятся мощи, начинаются басни о посмертных чудесах. Такой «утилитарный» подход часто не позволяет людям увидеть реальные лица новомучеников. Читая сомнительные с точки зрения подлинности рассказы о совершенных ими чудесах, они начинают видеть в них персонажей сказок братьев Гримм и Шарля Перро. А то и ждут от святых немедленной помощи, относятся к ним, по сути, как к языческим божествам.

Интересно, что «чудомания», с помощью которой церковные администраторы стремятся оживить религиозную жизнь, существует не только в России. Скажем, в Греции вокруг лауреата Сталинской премии святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого) настоящий ажиотаж. Ему посвящено сорок с чем-то храмов, ему пишут иконы, заказывают молебны. Но о том, что он выдержал в застенках НКВД три раза пытку бессонницей, мало кто знает.

Согласно шевкуновским идеям в новом соборе помимо богослужебных площадей будут помещения для всевозможных мероприятий. А внизу, естественно, паркинг. Так что в столице появится еще один, после храма Христа Спасителя, храм на гаражах.

И это станет головной болью Русской православной церкви на многие годы. Ведь и постсоветской «симфонии» придет когда-то конец, и очень даже скоро. А как содержать всю эту махину? Церкви это не по силам, государство может отказаться. Или поставить какие-то жесткие условия. И что тогда?

Но это вопрос к будущему. А пока – за работу, товарищи! Нетрудно сообразить, что освоение финансовых потоков по эксплуатации светской части сретенских строений (а кроме храмового комплекса планируется еще возведение трехэтажного административного здания) возьмет на себя какое-нибудь ООО «Рога и копыта». И начнутся разного рода махинации и скандалы. Впрочем, к скандалам о. Тихону не привыкать.



На фото: Россия. Москва. 28 апреля. Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) по окончании пресс-конференции по поводу установки памятника святому князю Владимиру на Лубянской площади, где ранее стоял памятник Ф. Дзержинскому.

Фото ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин


Версия для печати
 



Материалы по теме

По наклонной // БОРИС КОЛЫМАГИН
Сретенский монастырь — законы диктует заказчик // КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВ
В блогах //
Прямая речь //
В СМИ //
Тихон Второй // БОРИС КОЛЫМАГИН
Клин между культурой и Церковью // БОРИС КОЛЫМАГИН
Факты, основанные на событиях // СЕРГЕЙ ИВАНОВ