То, что произошло в минувшие выходные в Харькове, стало последним эффектным аккордом эпического украинского «Ленинопада». Начался он «сносом» меркуровского памятника в Киеве, и это было в декабре 2013-го, в первые недели Майдана, а закончился «освобождением» харьковской площади Свободы. Между этими двумя «сносами» Украина пережила революцию, оккупацию и войну, простилась со своей «небесной сотней», потеряла Крым, теряет Донбасс и теряет людей на Донбассе — солдат и мирных жителей. Было бы странно всерьез «переживать» о падении каменного истукана, одного из многих, на самом деле. Хотя, похоже, этот стал последним — по крайней мере, именно так он воспринимается.
За те месяцы, что прошли с момента свержения киевского памятника, «Ленинопад» стал массовым по всей Украине: от «памятного» советского наследия последовательно освободились Днепропетровск и Одесса, Полтава и Чернигов, Запорожье, Хмельницкий и Кривой Рог, десятки райцентров и малых городов по всей Украине. Накануне эпического «освобождения площади Свободы» были снесены памятники в Мариуполе и Павлограде. Да и сам памятник на площади Свободы был не то третьим, не то четвертым из снесенных в одном лишь Харькове. Но именно в этом — на центральной площади — был некий символический смысл: говорили, что это самый большой памятник Ленину из всех существующих. На самом деле достоверно лишь то, что он был самым большим в Украине (20,2 м), и что он находился на одной из самых больших площадей в Европе. В известном смысле он ей соответствовал, и пусть слухи о его художественной ценности (как в свое время разговоры о «прекрасности и неповторимости» неоднократно повторенного меркуровского Ильича) сильно преувеличены, но ансамбль площади Свободы с великолепным зданием «Госпрома» — памятник конструктивизма и памятник советской истории, собственно, славной харьковской истории 1920-х годов. Это был левый авангардный украинский Харьков, город Скрипника и Хвылевого. Ленин там был уместен, насколько он вообще уместен в этой советской истории.
Переживание «символическое» зачастую оказывается сильнее переживания реального (миметического), и, что совершенно очевидно, действия, произведенные в этом символическом поле, неизбежно умножают разного рода символическую рефлексию. Расставание именно с этим — самым эффектным из советских памятников — стало знаком окончательного освобождения Украины от СССР, ее окончательного ухода из советской империи. Возможно, поэтому харьковские события стали «темой дня» в русскоязычных блогах: причем, более всего о харьковском памятнике сожалели российские историки. На этом фоне характерна скупая реакция украинских медиа: снос памятника — всего лишь новость, не более того. Причем, украинские медиа, в отличие от российских блогеров, отслеживают «правоохранительный сюжет», вернее, казус: по факту сноса 28 сентября было открыто уголовное дело, и через несколько часов, когда памятник был снесен, дело закрыли. Губернатор Харьковской области Игорь Балута задним числом подписал распоряжение об официальном демонтаже памятника. Советник главы украинского МВД Антон Геращенко «освещал» события в своем «Фейсбуке»: «Ленин только что упал. При демонтаже памятника никто не пострадал», — отчитался он по факту, а затем разместил фотографии поверженного «идола» с комментарием: «Голова идола раскололась. Внутри головы делают "селфи", подсвечивая телефонами». Сам глава украинского МВД Арсен Аваков «поделился статусом»: «Ленин? Пусть падает… Лишь бы люди не пострадали. Лишь бы этот кровавый коммунистический идол, уходя, не добавил себе жертв. Лишь бы негодяи и подлецы не воспользовались бурей эмоций харьковчан, не использовали это для очередных столкновений… Дал команду милиции обеспечивать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО безопасность людей, а не идола… После распоряжения губернатора Балуты о сносе — памятник МВД не интересует… Важно, что бы процесс прошел без дополнительных эксцессов».
В Харькове сейчас действительно боятся провокаций, т. н. «гепинга»: харьковский мэр Геннадий Кернес (в просторечии — Гепа) известен пристрастием к «двойной игре» и зачастую сам провоцирует нестабильность. Утром на площади произошли столкновения «ряженых» националистов с «ряжеными» коммунистами (под телекамеру). С понедельника улицы Харькова патрулирует нацгвардия, и по рекомендации МВД закрыты станции метро «Университет» и «Госпром».
Украина. Харьков. 29 сентября. Участники митинга "Харьков - это Украина" сносят памятник В.И.Ленину на площади Конституции.
Фото Сергей Козлов /ТАСС