В Нью-Йорке состоялось экстренное заседание Совета безопасности ООН, посвященное ситуации на Востоке Украины. Созвали заседание США на основании информации НАТО о пересечении российскими войсками российско-украинской границы и движении колонн военной техники по территории Донецкой и Луганской областей. Кроме того, ОБСЕ зафиксировала рекордное движение людей в камуфляже через украинско-российскую границу. В ходе заседания Помощник генерального секретаря ООН по политическим вопросам Йенс Андреас Тойберг-Франдзен отметил, что расширение боевых действий имеет место в то время, когда есть постоянные сообщения ОБСЕ о поступлении больших конвоев тяжелого вооружения, танков и войск в районы, удерживаемые боевиками. Нет сомнений, что невозможность обеспечить контроль на российско-украинской границе является фактором, который мешает установлению мира. Впрочем, никакой резолюции Совбез принять не мог из-за права вето, которым обладает Россия в качестве постоянного члена Совбеза. Ситуацию на Востоке Украины комментирует политолог Георгий ЧИЖОВ:
«В Украине есть очень сильное ощущение, что Россия готовится к серьёзным боевым действиям. Судя по тем данным, которые передаются здесь и которые совпадают с информацией НАТО, Россия уже несколько недель накапливает войска как на границе с Украиной, так и в районах, контролируемых ДНР и ЛНР. Причём если воспринимать всё, что утверждалось в связи с этим, буквально, то там должно находиться уже огромное количество солдат и оружия. Поэтому Киев, инициируя заседание Совбеза, старается просто предотвратить возможный прорыв.
При этом ООН в этом конфликте себя пока что не проявила. Все санкции, введённые на данный момент, являются инициативой Европейского союза или отдельных государств. Мониторить границу России и Украины пыталась Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), но как раз сегодня она призналась, что не контролирует ситуацию и не может поставлять точную информацию. А Совбез ООН, хотя и собирался несколько раз по требованию Украины и один раз по требованию России, когда украинские войска успешно наступали, никак не повлиял ни на кого за время конфликта. Это, скорее, информационный повод, привлекающий внимание мировых правительств и СМИ к проблеме.
Для введения международных миротворцев не соблюдены чисто формальные условия. Необходимо, чтобы были установлены стороны противостояния, которые затем договариваются о прекращении огня и дают согласие на введение миротворцев. Но ополченцев никто стороной не признаёт, а Россия себя называть участником конфликта отказывается. Так что второй стороны просто нет, и не существует процедур, которые позволили бы воспользоваться этим инструментом в сложившейся ситуации.
При этом на уровне конкретных государств перестали говорить о возможности отмены санкций. Надо понимать, что идёт автоматическая процедура мониторинга: через определённые промежутки времени соответствующие органы ЕС рассматривают вопрос, стоит ли отменять или смягчать санкции. Но ясно, что это — чистая формальность, потому что никаких реальных шагов навстречу Евросоюзу со стороны Москвы сделано не было. Сейчас возникает вопрос об ужесточении санкций, потому что данные о перемещении войск подтверждают уже и западные источники. Кроме этого, за последние дни усилилось и вооружённое противостояние. Хотя боевые действия продолжались всё время после прекращения огня, сейчас они стали гораздо жёстче. Это заметно по сводкам о потерях с украинской стороны. За сутки в Донецком аэропорту погибло 5 военнослужащих, а до этого речь шла примерно об одном погибшем в неделю. Ситуацию с противоположной стороны мы не знаем, хотя украинские источники, связанные с Советом безопасности и обороны, утверждают, что этой ночью в Ростовскую область выехали пять КАМАЗов, принадлежащих похоронным фирмам. Очевидно, что происходит что-то нехорошее.
Есть несколько версий того, что именно Россия планирует. Одна из них, которая мне кажется слишком радикальной, чтобы быть достоверной, утверждает, что речь идёт о создании сухопутного коридора в Крым. Но это потребует очень масштабных действий, проникновения глубоко на территорию Украины и настоящей войны. Другая версия — Россия пытается помочь ополченцам выйти на западные границы Донецкой и Луганской областей, чтобы затем им было проще создавать собственные государственные образования по образцу Приднестровья. И третий вариант: Россия просто хочет усилить боевые действия, с которыми Украина не справится, экономически и морально, после чего начнутся дезинтеграционные процессы. Никто не думает, что российские войска собираются идти на Киев, хотя военные вынуждены учитывать и такую угрозу. Но кратчайшим путь в столицу Украины лежит не через Донбасс, а через Черниговскую область».
Фото ЕРА / ТАСС