В Домжуре состоялась встреча председателя совета директоров «Эха Москвы» Михаила Лесина с коллективом радиостанции по вопросу об увольнении журналиста Александра Плющева. В ходе встречи ни к какому решению стороны так и не пришли. При этом Лесин откровенно признался, что Плющев его интересует мало. «Мне не нужна голова Плющева. Мне нужно решение главного редактора, — цитирует Лесина один из участников встречи. — У меня нет задачи нагнуть Плющева и размазать его. Меня в этой истории Плющев волнует не сильно. У меня есть недопонимание с главным редактором». О перспективах развития конфликта и возможном будущем радиостанции "Ежедневному журналу" рассказал журналист, бывший секретарь Союза журналистов России Игорь ЯКОВЕНКО:
«На этой встрече и не могло быть принято никаких решений. Потому что Лесин — это человек, который в принципе не признаёт какие-либо демократические формы общения. Решение он будет принимать сам, советуясь с тем кругом людей, который сам сочтёт нужным, а подобная встреча с журналистами — просто ритуальный танец. Лесин — силовик в медиа, он всю свою жизнь работал во власти, но при этом занимался медиа-бизнесом. Он никогда не был чистым предпринимателем, но всегда оставался «силовиком». Поэтому на такой встрече с журналистами ничего не могло быть решено.
На позицию Лесина могут повлиять какие-то жесты со стороны Венедиктова. Ситуация сейчас очевидна: Венедиктов не может «потерять лицо», сдав Плющева или изменив редакционную политику. Он, несомненно, репутационный человек, который не может пойти на такие потери. Но и Лесин, как ни странно, тоже человек репутационный, просто репутация у него другая и создаётся другой референтной группой. В глазах этой группы он не может позволить себе выглядеть «слабаком». Так что либо будет предпринята какая-то попытка достичь компромисса, либо речь пойдёт об уничтожении «Эха Москвы», потому что когда едет каток — уже всё бесполезно.
Можно вспомнить, как, когда уже шло уничтожение НТВ, «звёздная команда» сотрудников канала во главе с Сорокиной пришли на встречу с Путиным. И было совершенно очевидно, что на этой встрече ничего не может быть решено, это было чисто ритуальное действие. Сейчас, конечно, масштаб не тот, «и труба пониже, и дым пожиже», но в принципе это то же самое. На таких переговорах ничего не решается. Если бы мы жили в стране, где уважается демократия и общественное мнение, то на них могло бы решиться всё. Но мы живём в другой стране, где, к сожалению, такие вопросы на совещании с творческим коллективом не обсуждаются. Это просто уступка общественному мнению.
Но надежда есть, и в небольшой степени на ситуацию повлияет и степень консолидированной поддержки. Поэтому очень здорово, что стоят пикеты, что подписываются какие-то петиции, хотя, конечно, обращаться в данной связи к Путину и Лесину противно. Но это надо делать, потому что сохранить «Эхо» очень важно.
А самая главная надежда заключается в том, что, хотя «Эхо» является влиятельным СМИ, самым большим плюралистическим ресурсом, неизмеримо превосходящим по аудитории и цитируемости любые другие, по большому счёту, оно ничему не мешает. «Эхо» не мешает развязыванию войны в Украине, сползанию в тоталитаризм, коррупции и милитаризации. У меня надежда связана, в первую очередь, именно с тем, что Путин понимает: «Эхо Москвы» ему не мешает совсем».
Фотография: ЕЖ/Ольга Пашкова