Русская православная церковь совместно с Российским православным университетом (РПУ) подготовила учебник для мигрантов. Дело в том, что с 1 января 2015 года каждый гастарбайтер, чтобы легально устроиться в России на работу, должен будет сдать комплексный экзамен по русскому языку, истории и праву. Минобрнауки уже утвердило список вузов, где такие экзамены будут принимать — это МГУ, РУДН, Институт русского языка имени А.С. Пушкина, СПбГУ и Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске. Российский университет дружбы народов уже готовит мигрантов к экзаменам — пока бесплатно, но очень скоро подготовка станет платной: за интенсивный двухдневный курс предполагается брать две с половиной тысячи рублей, за более обстоятельный двухнедельный — пять с половиной. Придется заплатить и за сам экзамен — 4,5 тысяч рублей. Успешно сданный экзамен будет подтверждаться сертификатом, который потребуется обновлять каждые пять лет.
Вчера стало известно, что же должны знать мигранты, чтобы получить право на работу в России. Руководитель проекта РПУ «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов» Максим Паршин рассказал «Известиям», что главная задача пособия — помочь мигрантам понять русскую культуру, чтобы избежать ошибок в общении с людьми. Например, не разговаривать громко в общественном транспорте, не махать руками и не толкаться. В конфликтной ситуации ни в коем случае «не угрожать и не применять силу, решать конфликт спокойно с помощью диалога».
Для русского человека, объясняет пособие, важнее всего дружба и помощь, а не материальные ценности. Деньги — вещь немаловажная, однако «''грязные'' деньги быстро уходят или создают проблемы», деньги должны быть «честными».
Затронута и тема отношений с женским полом. Оказывается, «в России много несчастных семей, одиноких женщин, потому что многие мужчины рано умирают, погибают в войнах, конфликтах». «Однако русские женщины ценят себя высоко и требуют уважения к себе. Если их кто-то обижает, то мужчины-родственники и государство будут их защищать».
Редактором учебника выступил председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин, который также подчеркнул важность взаимопонимания — на его взгляд, ему поспособствуют знания «об истории православной религии, взаимоотношениях православных и мусульман».
Конечно, газетная статья не дает полного представления о пособии, но подобранные примеры, как будто нарочно, рисуют его в несколько карикатурном свете. Сомнительно, что освоенные мигрантами, пусть даже не за два дня, а за две недели, знания «об истории православной религии», будут способствовать сближению с россиянами, в подавляющем большинстве своем не имеющими об этой истории ни малейшего представления (какому святому нужно молиться в случае головной боли, а какому — чтобы побыстрее продать квартиру, народ уже более-менее освоил, но вряд ли это может стать основой консенсуса).
Или возьмем «несчастные семьи». Это таджикам, составляющим изрядную долю мигрантов, мы рассказываем об «одиноких женщинах», потерявших мужей в войнах и конфликтах? Гражданская война в Таджикистане унесла около 60 тысяч жизней только в 1992-1993 годах (а продолжалась она, то затихая, то разгораясь вновь, до 1997-го), 25 тысяч женщин стали вдовами, 53 тысячи детей — сиротами. Кроме того, что, русские женщины «высоко себя ценят» по причине одиночества, а при живых мужьях не требуют к себе уважения?
Двадцатилетним мальчишкам, впервые приехавшим в Россию на заработки, еще можно впарить подобные сентенции как высокомудрое знание, но зрелые мужчины, многие из которых приноровились к вахтенному методу и давно уже по полгода живут то здесь, то дома, не могут воспринимать это всерьез. Не секрет, что некоторые из них обзавелись в России «второй семьей», и «одинокие женщины» безмерно счастливы: не пьет, не бьет, а если очень повезет, еще и ребенком занимается. Русская православная церковь могла бы гуманизировать среду, где «несчастные семьи» не редкость, но ей некогда — государственные заботы одолевают.
Года два-три назад патриархия начала активно заключать договоры о сотрудничестве с Федеральной миграционной службой и открывать для мигрантов курсы русского языка при приходах (такая практика распространена в Ставропольском крае, в Воронежской области), хотя, если рассуждать здраво, это сподручнее делать соответствующим учебным заведениям, где есть квалифицированные специалисты. Почему не организовать такие курсы при педагогических училищах, например? Но училища хлопали ушами (вернее, занимались своим делом), а в патриархии озаботились и придумали этот обходной маневр, как можно тянуть из «отделенного» государства деньги. История с «комплексным» учебником — того же сорта, на него пошли средства президентского гранта.
Не очень профессионально получилось? Смахивает на профанацию? Но кого это волнует? Это ведь мигранты должны выучить, что «''грязные'' деньги быстро уходят или создают проблемы»...
На фото: Россия. Ярославль. Во время урока русского языка в вечерней школе для трудовых мигрантов. Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов