Россия и Украина в который раз оказались на грани «газовой войны». Газпром может прекратить поставки топлива «Нафтогазу» уже в конце недели. Пока стороны обмениваются взаимными обвинениями в неисполнении своих обязательств. Газпром отмечает, что «Нафтогаз» Украины не перечислил предоплату, а оплаченные объемы газа уже практически выбрал. Все это сопровождается ставшими уже привычными заявлениями об отказе гарантировать европейцам надежность поставок по украинскому маршруту. Украинская сторона жалуется, что поставки со стороны Газпрома 22 и 23 февраля были резко сокращены, и вместо заказанных (и оплаченных заранее) 114 млн кубометров в день Украина получила только 47 и 39 млн кубометров, соответственно.
Впрочем, главным камнем преткновения стали российские поставки газа в ЛНР и ДНР через пункты пропуска «Прохоровка» и «Платово». Изначально они планировались российским правительством как часть гуманитарной помощи самопровозглашенным республикам. Однако практически сразу Газпром решил, что эту часть российской благотворительной деятельности должен оплачивать «Нафтогаз» Украины и начал учитывать газ для сепаратистов как поставленный Украине в рамках контракта.
А поскольку украинская сторона никак не могла проконтролировать, сколько газа было поставлено из России в Луганскую область, правление Газпрома цифры может озвучивать любые. Руководство самопровозглашенных республик подтвердит что угодно – платить-то в любом случае не им.
Самое забавное во всей этой истории заключается в том, что Газпром еще и пытается воспользоваться ситуацией для продвижения своего «Турецкого потока», до которого был вынужденно редуцирован «Южный поток». Руководство компании предупреждает, что поставки через Украину не надежны, отказывается гарантировать европейцам выполнение своих контрактных обязательств и предупреждает о возможных перебоях. Параллельно агитируя всех пользоваться альтернативными маршрутами доставки российского топлива.
Европейцы, правда, реагируют не совсем так, как хотелось бы российской газовой монополии. В среду Еврокомиссия утвердила стратегию создания Энергетического союза ЕС. Один из главных пунктов стратегии – снижение зависимости европейских стран от поставок энергоносителей из России. В практическом плане это означает планомерное снижение доли Газпрома на европейском рынке.
Так, ЕС собирается развивать альтернативные источники поставок энергоресурсов - в частности, «Южный газовый коридор» из Азербайджана, Туркменистана, Грузии и других стран Прикаспийского региона. Кроме того, в рамках обсуждаемого в настоящее время соглашения по торговле и инвестициям между США и Евросоюзом еврокомиссар Мигель Ариас Каньете внес предложение ввести свободную трансатлантическую торговлю газом.
Одним словом, если европейцы пока и не готовы отказаться от российского газа, они прилагают максимум усилий к тому, чтобы как можно быстрее научиться без него обходиться. И украинский кризис стал для них мощнейшим стимулом для того, чтобы начать предпринимать серьезные шаги в этом направлении. Это едва ли не самая серьезная цена, которую российская экономика будет платить еще долгие годы за имперские амбиции Путина.
Фото ТАСС/ Станислав Красильников