«Диссернет» не устает напоминать, что главной организующей и направляющей силой индустрии фальшивых диссертаций в России является Высшая аттестационная комиссия. Ключевые позиции в Экспертных советах — ее основных рабочих органах, играющих роль апелляционной инстанции при рассмотрении заявлений о лишении ученой степени — захватили те, кто этими диссертациями торговал. Серию публикаций о членах Экспертного совета по отраслевой и региональной экономике мы завершаем персоной заведующей кафедрой экономики и управления в строительстве профессора Московского государственного строительного университета (МГСУ) Инессы Галеевны Лукмановой.
Впервые Инесса Галеевна встретилась нам как научный консультант Виталия Пешкова, проректора Иркутского государственного технологического университета. В его работе нет практически ничего от самого проректора Пешкова. Зато в нее вошли 79 страниц из работы некоего И.В. Хмельницкого, 39 страниц из работы Р.Г. Квачадзе, 51 страница из работы В.Я. Мищенко, 23 страницы из работы Л.Н. Чернышова и 12 страниц из работы Чан Данг Куэ. Пешкову наши выкладки не понравились, и он подал на нас в суд. Мысль о том, что ему дорога совсем в другую инстанцию, не в суд, а в ВАК, подавать заявление о добровольном отзыве ученой степени, проректору Пешкову как-то в голову не пришла. Впрочем, нас в данном случае более всего интересует профессор Лукманова.
Все работы-источники пешковского сэндвича выполнялись в свое время в том же самом МГСУ, защищались в том же совете 212.138.05 и были поэтому заведомо известны профессору Галеевой. Какой-либо совместной «научной школой» тут не пахло: у Пешкова нет ни одной совместной работы ни с кем из авторов текстов-источников. Это просто другие работы из того же совета, никак не связанные с Пешковым. Так что «научная деятельность» проректора Пешкова свелась к компиляции сплошных фрагментов, по многу десятков страниц каждый, из чужих диссертаций. А Лукманова это одобрила?
Эксперт Лукманова предпочла также не заметить, как председатель Совета директоров и владелец корпорации «Баркли» Леонид Александрович Казинец, якобы бывший ее соискателем, вместо научной работы тоже был занят набивкой диссертации чужими текстами. И его работа по структуре представляет собой сэндвич, но чуть более фрагментированный. Страницы 12-21 в его работе — копия труда Александра Самойлова «Саморегулирование строительной деятельности в Великобритании и США: баланс ответственности между государством и общественными организациями» (2007); страницы 22-29 взяты из диссертации Серебрякова Алексея Владимировича «Модели и механизмы управления саморегулируемых строительных организаций» (2008); страницы 30-31, 39-42 взяты из доклада Бочарова В.Е. «Саморегулирование предпринимательской деятельности как механизм регулирования рыночных отношений», страницы 43-49 — из работы «Предпринимательство как стратегический ресурс развития хозяйственной системы» (2009). Опять же — он ли сам это делал? Или какие-то нерадивые ghost writers? Очень хотелось бы, чтобы Леонид Александрович сумел взыскать неустойку с тех, кто подсунул ему дрянной, залежалый товар, уже бывший в употреблении.
Но все это мелочи жизни по сравнению с диссертацией Юлии Игоревны Селезневой, у которой «эксперт» Лукманова была научной руководительницей. Диссертация Селезневой 2006 г. на самом деле — диссертация никакой не Селезневой, а составлена из обрубков работ Семенихина Игоря Анатольевича «Совершенствование управления предприятиями стройиндустрии при создании интегрированной системы менеджмента качества и окружающей среды» (2004) и Склярова Евгения Викторовича «Экономическое обоснование выпуска новых видов продукции на предприятиях стройиндустрии» (2005). И у обоих этих достойных джентльменов научным руководителем была Инесса Галеевна.
Итак, относительно очередного горе-эксперта ВАКа — Инессы Лукмановой — нами доказано, что она действовала вполне осознанно, руководя фабрикой по пошиву диссертационных работ. И продолжает руководить. Мы надеемся, что эта публикация станет для министра образования Дмитрия Ливанова хорошим поводом, чтобы «эксперта» Лукманову выставили за порог этого учреждения.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС