Банк России в очередной раз вынужден успокаивать россиян: никаких административных ограничений на хождение в России иностранной валюты вводиться не будет. Переполох поднялся после появления в ряде информационных агентств сообщения о том, сто Совет безопасности России рекомендовал правительству и Банку России принять меры, направленные на сокращение использования иностранной валюты и расширение использования рубля в международных расчетах.
Успокаивать публику пришлось сначала пресс-секретарю Путина Пескову, который назвал это предложение просто «мнением одного из подразделений Совбеза», а после подключилось и руководство ЦБ. Банк России уточнил, что его представители принимали участие в заседании межведомственной комиссии Совбеза по безопасности в экономической и социальной сфере. «Меры административного характера по ограничению использования иностранной валюты на территории РФ на заседании межведомственной комиссии не рассматривались», - успокоил россиян регулятор.
Газете «Коммерсант» удалось выяснить, что в конечном итоге все может вылиться в появление в новых экспортных контрактах компаний с госучастием оговорки о возможности осуществления расчетов в рублях.
Казалось бы, вся история не стоит и выеденного яйца. Разговоры о продвижении рубля в качестве сначала международной, а позже (уже скромнее) – региональной валюты начались еще в 2008 году. С тех пор не проходит и года, чтобы с очередными громкими заявлениями не выступил тот или иной чиновник. Озвучиваются бравурные сводки о бурном росте использования национальных валют в двусторонних расчетах с теми или иными странами. А рубль также далек от финансового Олимпа, и голубая мечта российских чиновников быть, как Америка, которая «печатает доллары и тем живет», также далека от реальности. А сейчас, пожалуй, еще дальше, чем семь лет назад. За последний год число людей, считающих свои доходы и расходы в долларах, вновь резко возросло, и экспансия рубля даже в России сменилась паническим оставлением завоеванных в первой половине 2000-х позиций.
Идея российского экспорта за рубли также живет уже далеко не первый год. Но ни Газпром, ни «Роснефть», ни другие государственные и окологосударственные экспортеры не рвутся получать рубли за свои товары, несмотря на все разговоры о том, как это им было бы выгодно и удобно. Потому что невыгодно. И неудобно. Поскольку кредитуются они за границей – там и ставки на порядок ниже, и валюты понадежнее рубля будут.
Так что если кому-то кажется, что иностранная валюта подрывает российскую экономику, создает угрозу национальной безопасности, то эти государственные мужи должны сначала озаботиться тем, чтобы твердой валюте создать достойную альтернативу. Сам посыл, из которого исходит Совбез, является ложным. Вовсе не доллар, евро, юань или шекель подрывают российскую экономику. Проблема в рубле. Вопрос лишь в том, является ли это угрозой или подрывом. Страна-эмитент твердой, надежной мировой валюты просто не может себе позволить ни «плавной», ни резкой девальвации, чтобы смягчить кризис или выиграть битву за собственный внутренний рынок. Даже простые разговоры о возможности введения тех или иных ограничений на валютном рынке невозможны. Поэтому Совбез добился ровно противоположного эффекта - лишь еще большего подрыва российской национальной валюты.
Фото: Россия. Казань. Обмен наличной валюты в одном из отделений Сбербанка, в котором открыли центр оптовой торговли иностранной валютой. Егор Алеев/ТАСС