СНГ
21 ноября 2024 г.
Дорогие армяне, вы знаете, где искать виноватых!
25 ИЮНЯ 2015, АРКАДИЙ ДУБНОВ



Ереванское противостояние власти и улицы, начавшееся 19 июня, безусловно, важнейшая веха в современной истории Армении. И не приведи Б-г, если она окажется кровавой, как это случилось 1 марта 2008 года, когда в ходе столкновений с полицией погибли девять человек. Повод к мощному протесту кажется на первый взгляд не слишком значительным — повышение тарифов на электроэнергию на 16 процентов. Но лозунг «Нет грабежу!», под которым около 10 тысяч митингующих требуют от президента и правительства отменить тарифы, по всей очевидности, касается не только претензий к компании, повысившей тарифы — «Электрические сети Армении», являющейся 100-процентной «дочкой» российской компании «Интер РАО».

Тотальная коррупция и воровство чиновников — вот что вызвало возмущение людей. Толчком к яростному протесту стало известие о долге армянских «Электрических сетей» в 250 миллионов долларов, накопившемся за последнее время, и стремлении компании переложить этот долг на тех, кто включает лампочки и электроплиты в своих домах. Газом, поставляемым из России, из-за его дороговизны большинство городских жителей в Армении уже не пользуются…

Вечер 24 июня Ереван провел в напряженном ожидании. После жесткого ночного разгона демонстрантов полицией с применением водометов и  спецтехники несколько сотен задержанных было отпущено. Журналистам, которым полиция разбила фото- и телекамеры, власти принесли извинения. Казалось бы, никто не заинтересован в обострении ситуации. Однако, как только спала почти 40-градусная жара, тысячи людей снова пришли на проспект Баграмяна с ультимативным требованием к власти отменить решение о повышении тарифов. Подходы к резиденции президента Армении блокированы полицией, кордоны которой отделяют от митингующих несколько десятков пацифистов, стремящихся не допустить столкновений. Однако вряд ли они уберегут толпу от решительных действий, если ее спровоцируют.

Требования лидеров протеста пока выглядят бескомпромиссными, власть отвечает столь же категорическим отказом их удовлетворить. Стенка на стенку, и ни шагу назад. Армяне — народ жесткий и не слишком склонный к уступкам. Но это все кажется пока исключительно гражданской и спонтанной акцией, за которой не проглядывают ничьи политические интересы. Ни одна политическая партия, ни одно ранее известное общественное движение или НКО не взяли на себя ответственность за организацию протеста. И это дает основание сравнивать нынешний Ереван с Киевом конца ноября 2013-го.

Этим уже напропалую пользуются российские федеральные телеканалы и прочие прокремлевские медиа. То, чего себе не позволяют пока в Кремле. Тут аккуратно и с трудом удерживая себя в рамках политкорректности, призывают дружественный армянский народ решать проблемы в рамках «здравого смысла» и действующего законодательства. Обращены ли эти призывы к власти, президенту Армении Сержу Саргсяну, армянским электрикам, а может быть, к их российским патронам из РАО «ЕЭС» или к митингующим — сказать трудно. В любом случае, те, кто в Москве принимает решения, пока избегают искать виновных в посольстве США в Ереване.

ТАСС

За них, как всегда в таких случаях, это делают те, чья работа говорить и науськивать, — российские депутаты и телеобозреватели, им все ясно: за ереванскими протестами стоят американские эмиссары, продажные армянские НКО, раздувающие русофобскую истерию, — в общем, все те, кто хочет ослабления России, пользуясь ее временными трудностями.

Забавно слушать подводки к новостям по ящику, в которых ведущий как бы намекает, что не все, кто вышел на площадь в Ереване, понимают, зачем они туда вышли, зато хорошо это знают в американском посольстве в Армении…

 Бедные армяне, в буквальном смысле, и платить за свет, который из России, не в состоянии… и узнать о себе в очередной раз много нового способны только из дружественного российского ящика.

Однако самое забавное то, как объясняет скрытый антироссийский замысел митингующих ереванцев российский Первый канал: только на первый взгляд, говорит ведущий, на площади незаметна русофобская составляющая, но скрытым поводом к ней может быть то, что владельцем «Электрических сетей Армении» является российская компания «Интер РАО».

С другой стороны, эта словесная эквилибристика вполне тянет на добровольное признание из Москвы: дорогие армяне, вы знаете, где искать виноватых…


Фото: VAKHRAM BAGHDASARYAN/PHOTOLURE / ЕРА / ТАСС






 












  • Аркадий Дубнов: Множество отдельных факторов завязывают ситуацию в очень опасный узел.

  • "Коммерсант": Заявление военных спровоцировало противостояние между господином Пашиняном и президентом страны Арменом Саркисяном.

  • Alexander Altunyan: Поражение в войне -- это повод для отставки всего кабинета. Но главное, что должно произойти -- это смена военного командования. Именно оно показало себя беспомощным и неадекватным...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Мятеж тот может кончиться удачей. По крайней мере, в России
1 МАРТА 2021 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
В Армении нарастает противостояние между действующей властью и оппозицией. Если иметь в виду тяжелое военное поражение, понесенное в Карабахе осенью прошлого года, ничего странного в этом нет. Общество напряженно ищет тех, на кого можно возложить вину. Но вот в центре этого противостояния оказались военные. Премьер Никола Пашинян сморозил очевидную глупость. Он публично заявил, что взорвались лишь десять процентов поставленных Россией ракет «Искандер», и намекнул, что речь идет об оружии, выпущенном в 1980-е годы. Замначальника генштаба Тигран Хачатрян не без иронии прокомментировал это заявление: «Как? «Искандер»? Один выстрел? На 10 процентов? Извините, но это несерьезно». И был немедленно уволен.
Прямая речь
1 МАРТА 2021
Аркадий Дубнов: Множество отдельных факторов завязывают ситуацию в очень опасный узел.
В СМИ
1 МАРТА 2021
"Коммерсант": Заявление военных спровоцировало противостояние между господином Пашиняном и президентом страны Арменом Саркисяном.
В блогах
1 МАРТА 2021
Alexander Altunyan: Поражение в войне -- это повод для отставки всего кабинета. Но главное, что должно произойти -- это смена военного командования. Именно оно показало себя беспомощным и неадекватным...
Случилась «ситуация»…
14 ДЕКАБРЯ 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
В чем-чем, а в краткости составителей ежедневных бюллетеней российского Минобороны «по развертыванию российского воинского контингента миротворческих сил в зоне нагорно-карабахского конфликта» обвинить трудно. Они дотошно перечисляют количество беженцев, вернувшихся к местам проживания, число жителей, которым была оказана помощь российскими военными медиками. А также то, сколько мин обезврежено и сколько зданий восстановлено. И тем удивительнее лапидарность в описании первого инцидента в зоне конфликта: «11 декабря в Гадрутском районе зафиксировано одно нарушение режима прекращения огня. Действиями российских миротворцев возможность дальнейшего обострения обстановки была пресечена».
Прямая речь
14 ДЕКАБРЯ 2020
Алексей Макаркин: Судя по заявлениям из Азербайджана, они рассматривают свою победу в целом как значимую, но промежуточную, требующую идти дальше.
В СМИ
14 ДЕКАБРЯ 2020
"Коммерсант": В Нагорном Карабахе произошло первое серьезное нарушение режима перемирия
В блогах
14 ДЕКАБРЯ 2020
nemihail: Армяне войну проиграли, а Азербайджанцы выиграли её не до конца. В таких условиях полного мира не будет.
Пораженье от победы уже не можем отличать?
16 НОЯБРЯ 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Федеральные телеканалы денно и нощно освещают развертывание российских миротворцев в Нагорном Карабахе. Без внимания не остается ни одна посадка транспортного самолета. На разные лады общественность убеждают, что российский солдат в очередной раз принес мир в регион и что под сенью дружеских штыков вот-вот произойдет полное урегулирование. Главный российский начальник даже заявил: «Надеюсь, что мы уже не будем употреблять это словосочетание — "нагорнокарабахский конфликт"». Ну ладно российская власть и ее штатные пропагандисты. О том, что Москва укрепляет свое положение в Армении, заговорили и вполне независимо мыслящие люди.
Прямая речь
16 НОЯБРЯ 2020
Алексей Макаркин: Теперь Россия отвечает за миротворческую операцию в неблагоприятной ситуации, когда нужно найти формат, позволяющий отстоять интересы Армении, при этом не столкнувшись с Эрдоганом напрямую.