Заместитель министра финансов, один из самых влиятельных чиновников финансово-экономического блока правительства Сергей Шаталов в начале следующего года может уйти в отставку. По информации газеты «Ведомости», Шаталов собирался уйти со своего поста в правительстве уже в этом году, однако его попросили остаться. «Времена тревожные, президенту Владимиру Путину хотелось иметь знакомого ему человека на такой позиции», - приводит издание слова близкого к Шаталову источника.
На этот раз у Шаталова появился дополнительный аргумент в пользу ухода из правительства: ему исполнилось 65 лет, и по закону он должен оставить госслужбу. В случае, если отставка состоится, это будет уже второй уход Шаталова с поста замминистра финансов. В первый раз он оставил кресло, которое занимал с 1995 года, после кризиса 1998 года, уйдя партнером в аудиторскую компанию PwC. Однако уже в 2000 году вернулся в Минфин, где в команде Алексея Кудрина принял самое деятельное участие в разработке и реализации либеральных реформ российской экономики.
Шаталова называют архитектором нынешней налоговой системы страны и одним из самых эффективных и бескомпромиссных борцов с лоббистами. Именно благодаря Шаталову в первой половине 2000-х удалось создать систему изъятия сверхдоходов в нефтяной отрасли, благодаря которой у нынешнего правительства появились резервы, поддерживающие на плаву бюджетную систему.
Какими бы ни были мотивы ухода Шаталова из правительства, эта отставка может оказаться символической: человек, который сыграл не последнюю роль в создании Стабилизационного фонда, уйдет в год, когда этот фонд будет растрачен окончательно и бесповоротно. При этом практически все остальные идеологи Стабфонда – и Кудрин, и Илларионов, - уже давно не имеют никакого отношения к госслужбе. В этом свете настойчивое стремление Шаталова покинуть свой пост в правительстве выглядит вполне логично. Поскольку и от той идеологии, которую исповедовали реформаторы первой половины 2000-х, сегодня не осталось практически ничего, кроме разве что словесной шелухи, которая так обильно изливается из уст нынешнего главы правительства.
Шаталов с его жесткой позицией, направленной против любых налоговых льгот и привилегий, ни в госкапитализм, ни в систему «ручного управления» никак не вписывается, поэтому остается только удивляться тому, что он до сих пор курирует налоговые вопросы в Министерстве финансов.
Большинство наблюдателей прочат на место Шаталова директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илью Трунина, отмечая, что при нем в позиции Минфина едва ли что-то изменится. Однако Трунин, каких бы взглядов он ни придерживался, фигура на порядок менее влиятельная, чем Сергей Шаталов, и отстаивать свою позицию и интересы финансового ведомства ему будет на порядок сложнее. Подобного рода «рокировка» в Минфине уже случилась с уходом Кудрина, отказавшегося проводить курс, который был, по его мнению, губительным для страны и ее экономики. Сменивший «сильного» Кудрина «слабый» Силуанов, являясь единомышленником Кудрина, вынужден гораздо чаще идти на компромисс и прогибаться под интересы лоббистов всех мастей, а также сторонников более активной промышленной политики государства. С уходом Шаталова Минфин будет еще более ослаблен, а страна еще быстрее будет тратить последние резервы, после исчерпания которых нас ждет очередной шок и девальвация.
Фото: Александр Шалгин/пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС