В Москву заскочил Франсуа Олланд. По инерции, конечно
В четверг вечером в Москве прошли переговоры между президентами России и Франции. Обещание посетить нашу страну, данное сразу после страшных терактов, глава французского государства честно выполнил. Впрочем, понятно, что деваться ему было некуда – отказ от визита выглядел бы демаршем, а лишний раз наступать Путину на мозоль сегодня не хочется никому. Тем не менее, прилетать в Москву Олланду было решительно незачем. Потому что о продекларированной им инициативе – о создании антитеррористической коалиции с участием России – сегодня надо забыть. Никакой коалиции не будет. На эту тему, видимо, чтобы снять бремя дезавуирования предложения с французского коллеги, абсолютно недвусмысленно высказался президент США Обама. Накануне, после разговора с тем же Олландом, он прямо заявил: «У нас уже есть коалиция из 65 стран, которая борется с ИГ. Россия же пока находится в коалиции двух стран — России и Ирана, поддерживающих Асада. То есть — вовне международной коалиции». Вряд ли стоит предполагать, что остальные лидеры свободного мира, коих президент Франции посетил до визита в Москву, высказали ему иную точку зрения. Надо думать, и Дэвид Кэмерон, и Ангела Меркель, и Маттео Ренци поддержали своего американского коллегу в стремлении максимально дистанцироваться от России.
Встреча в Москве длилась около трех часов. По итогам переговоров оба лидера провели запланированную пресс-конференцию. Владимир Путин жаловался на Турцию и даже в некотором смысле ей угрожал: «Те, кто использует в борьбе с террористами двойные стандарты, ведет с ними преступный бизнес, играют с огнем. Как показывает история, рано или поздно такая игра выходит боком…»
Про то, каким «боком» Турции выйдет атака на российский бомбардировщик, мы уже все знаем – российских туристов перестанут пускать в Анталью, с полок отечественных магазинов исчезнут турецкие помидоры (примерно, половина импорта) и трикотаж, заморозят итак мертворожденный «Турецкий поток», а с турецкими строителями разорвут контракты. (О том, что в Москве снесут все здания, уже ими построенные – например, офисы Газпрома и Сбербанка – пока, вроде, речь не идет.)
Франсуа Олланд, неловко переминаясь с ноги на ногу, говорил общие слова о необходимости «всемирной коалиции в борьбе с терроризмом» и про соответствующую резолюцию Совбеза ООН. Ну, а что ему, бедолаге, еще было говорить? В конце концов, оба президента дали понять, что проблема Башара Асада остается непреодолимой, а твердо договорились они лишь по одному пункту – об обмене разведданными. На том и расстались.
Очень бы не хотелось, чтобы какой-нибудь учебник по истории из будущего заканчивал описание этой встречи в Москве скупой констатацией: «Это был последний визит в Россию одного из лидеров свободного мира. Следующий состоялся только спустя…»
Фото: Россия. Москва. 26 ноября 2015. Президент Франции Франсуа Олланд и президент России Владимир Путин (слева направо) на пресс-конференции по итогам встречи в Кремле. Михаил Метцель/ТАСС