Только о. Всеволод вознамерился сделать из России центр притяжения для всех жаждущих переустройства мира, как Священный синод Русской православной церкви снял его с должности руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Официальные основания — в связи с оптимизацией, два отдела, «по обществу» и «по СМИ», сливаются, поэтому один председатель становится лишним.
Благородно, если учесть, что отставки Чаплина давно требовали не только какие-то никому не известные миряне, но совсем недавно вопрос пытались поднять официально — на общем собрании Минской епархии. Митрополита Минского и Заславского Павла попросили ходатайствовать перед Священным синодом о снятии Чаплина с должности председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, поскольку «его агрессивные публичные высказывания с призывами к войне, несовместимые с христианским вероучением, воспринимаются как официальная позиция Церкви», дискредитируя «всю церковную Полноту».
Действительно, о. Всеволод буквально ни в чем себе не отказывал: то призывал на наши головы страдания, потому что мы закисли в «беспроблемной, комфортной жизни», договорился до того, что война бы нам не помешала. То предлагал уничтожать террористов, а также организаторов и спонсоров терактов «без всякого суда». То призывал к «священной войне» против клиник, где делают аборты. А совсем недавно посоветовал в семейных отношениях опираться в первую очередь на Домострой. Известное дело, если бабу не бить, какой от нее толк…
Митрополит Павел минскому собранию отказал: и СМИ, дескать, передергивают, вырывая слова из контекста, и у каждого есть право писать патриарху о чем угодно, так что нет нужды обращаться в Синод от имени собрания. Но, очевидно, это стало последней каплей. Наверное, патриарх устал выслушивать от окружения жалобы на Чаплина — ведь, как ни крути, официальный голос церкви в обществе, он действительно то и дело дискредитировал «всю церковную Полноту». И если в Минске публично стали обсуждать этот вопрос, значит, могут и в любом другом месте — стоит ли этого дожидаться? Уж в слишком одиозную фигуру превратился отец Всеволод.
К тому же в последнее время он все чаще нападает на Конституцию: ее принимали без активного участия православных людей, а значит, она нелегитимна. В выпуске видеоблога «Царьград ТВ» Чаплин заявил: «Этот консенсус принимался без нас, значит, его нет, значит, его отменяем». И продолжил: «Все решения, принятые без участия социально активных верующих людей, придется отменить, придется пересмотреть, в том числе и решения, которые касаются основ общественного строя». Ну просто оппозиционер какой-то, того и гляди, выйдет на Болотную.
Власть и сама в последнее время приступила к перекройке Конституции, но то она, власть, а то какой-то Чаплин. Не исключено, что патриарху и с этой стороны намекнули.
И вот пожалуйста! Не успели Чаплина снять с должности, как он тут же превратился в диссидента. Оказывается, у него давние разногласия с патриархом, о. Всеволод считает, что «тональность в отношениях с государством, которую все больше принимает Церковь, неправильна, нам нужно больше выступать критически по отношению к безнравственным и несправедливым действиям власти». Эвона! Не он ли пару лет назад, сразу после трагедии в Крымске, говорил, что в России необходимо «обеспечить естественную для православного общества ситуацию, в которой государев человек, чиновник, всегда стоит и по имущественному, и по социальному положению выше просителей»? Не он ли предлагал наделить правителя правом «действовать так, как не прописано ни в одном законе»? А тут вдруг — «выступать критически»! И решения, мол, в церкви принимаются не коллегиально — неправильно это.
В общем, кажется, запутался отец Всеволод. Долгие годы он был человеком, лично преданным патриарху Кириллу, этаким верным Санчо Пансой. Но некоторые комментаторы настойчиво твердят о борьбе церковных кланов, о близящемся расколе внутри главенствующей конфессии. Не видит ли себя Чаплин лидером одного из этих кланов — первым делом Россия, а там и до переустройства мира недалеко? Не исключено, что мы только в начале закручивающейся интриги.
Фото Зураб Джавахадзе / ТАСС