Судья — очевидность. Очевидность с тяжким итогом
Судья Роберт Оуэн, который весь последний год вел независимое публичное расследование гибели бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко, с гордостью заявил, что не истратил весь бюджет, выделенный на дознание. Впрочем, вряд ли стоит удивляться этому факту. Думаю, уже к тому моменту, когда сэр Роберт Оуэн только приступил к ознакомлению с обстоятельствами убийства друга и соратника Бориса Березовского, на планете Земля не осталось здравомыслящих людей, которые бы сомневались в том, что успешное покушение на жизнь г-на Литвиненко — дело рук депутата Госдумы Андрея Лугового и предпринимателя Виктора Ковтуна. И что к этому преступлению самое непосредственное отношение имеют высшие должностные лица Российской Федерации.
В свое время британская полиция провела тщательное расследование покушения на Александра Литвиненко, и, хотя результаты расследования были частично засекречены, сомневаться в их трактовке не приходилось. Впрочем, ни один из чинов британской полиции имя президента России в связи с убийством Литвиненко ни разу не назвал. А сэр Оуэн назвал. Однако значение доклада, который 21 января прозвучал в стенах Высшего суда Лондона, состоит не только в том, что президент России Владимир Путин и секретарь Совбеза России Николай Патрушев были объявлены предположительными заказчиками страшного преступления.
Вот основные выводы публичного расследования, обнародованные судьей сэром Робертом Оуэном:
1. «Я уверен, что он был преднамеренно отравлен третьими лицами».
2. «Я уверен, что господин Луговой и господин Ковтун поместили полоний-210 в чайник в баре Pine в лондонском отеле Millennium 1 ноября 2006 года. Я также уверен, что они сделали это с намерением отравить господина Литвиненко».
3. «Я уверен, что господин Луговой и господин Ковтун знали, что они используют смертельный яд и что они намереваются убить господина Литвиненко. Однако я не верю, что они точно знали, какой химикат они используют, какова его природа и все его свойства».
4. «Я уверен, что г-н Литвиненко получил ранее меньшую дозу полония-210, до смертельной дозы 1 ноября 2006 года. Научные данные в этом отношении являются убедительными».
5. «Я уверен, что господин Луговой и господин Ковтун действовали от имени третьих лиц».
6. «Операция ФСБ по убийству г-на Литвиненко была, возможно, одобрена г-ном Патрушевым, а также президентом Путиным».
Каковы же будут последствия этого скандального расследования, в котором лидер одной из ядерных держав называется подозреваемым в деле о заказном убийстве? Обо всех судить пока рано, но некоторые наступили буквально вслед за обнародованием доклада. Российский посол в Великобритании был вызван в МИД, откуда, по информации местных журналистов, вышел с серым перекошенным лицом, а Интерпол выпустил ордера на арест Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна. Теперь их активы будут заморожены, а сами фигуранты подвергнутся немедленному аресту, как только появятся в любой из европейских стран. (Впрочем, понятно, что арест Лугового и Ковтуна — дело не самого ближайшего будущего.) В то же время глава британского МВД Тереза Мэй, выступая в Палате общин, была беспрецедентно жестка в своих оценках. Смею предположить, что в последние годы никто из официальных высокопоставленных лиц Великобритании не позволял себе произносить подобные слова в отношении России. Госпожа Мэй, в частности, заявила, что смерть Литвиненко стала шоком и что она невероятно возмущена возможной причастностью к убийству Владимира Путина. И добавила: «Предположительная причастность властей России является вопиющим и существенным нарушением основополагающих принципов международного права и цивилизованного поведения… Однако если брать во внимание поведение России в целом, то ничего удивительного не произошло». Кроме того, в выступлении британского министра прозвучала и завуалированная угроза. Она рассказала парламентариям, что в закрытой версии доклада судьи Оуэна содержатся рекомендации в адрес британского правительства в связи с обстоятельствами, открывшимися в деле Литвиненко.
Важно осознать, что британский суд не просто рассказал миру о том, что с высокой долей вероятности высшее руководство одной из величайших стран мира причастно к политическому убийству на территории Великобритании. Особое значение имеет способ, которым это злодеяние было совершено. Впервые в своей истории человечество столкнулось с фактом ядерного терроризма — исполнителям удалось провести через всю Европу радиоактивное вещество, а потом с его помощью осуществить покушение на жизнь политического оппонента.
Основной вывод, который напрашивается по итогам расследования британского суда, возможно, очевиден и даже тривиален, но от этого не менее ужасен: режим, который сегодня правит в России, является прямой и непосредственной угрозой для всего цивилизованного мира. Прямой и непосредственной…
И что это, как не приговор, который, впрочем, данной инстанцией британского суда предусмотрен не был. Не был, но прозвучал!