Пастырский визит патриарха Кирилла в Латинскую Америку обошелся, по самым скромным подсчетам, в 20 миллионов рублей. Такую цифру называют журналисты, которые провели расследование на основе открытых источников. В самой патриархии никаких данных не приводят, лишь опровергают слухи об использовании государственных средств при организации поездок первоиерарха.
Жаль, конечно, что финансовая сторона деятельности РПЦ МП остается до сих пор непрозрачной. Даже, казалось бы, в таких простых вопросах, как расходы на дипломатию. И можно понять требование партии «Коммунисты России» обнародовать сведения о расходах на поездку Святейшего.
Нельзя понять другого: почему товарищи коммунисты в лице лидера партии Максима Сурайкина считают себя вправе указывать Церкви, на что ей тратить спонсорские средства, а на что нет. На помощь обездоленным, оказывается, можно, а вот на личное общение христианских лидеров — нет. Хотя личное общение часто способствует решению трудных вопросов. Еще шаг, и можно будет товарищу Сурайкину Совет по делам Русской православной церкви создавать, чтобы там решали, куда правильнее направлять финансовые потоки.
Конечно, встреча папы Франциска и патриарха Кирилла имеет огромное значение. На нее не жалко потратить и гораздо большие деньги. Она важна не только в политическом, но и в социальном аспекте. И важна она именно для россиян. В начале 1990-х католики оказывали активную помощь православным. Помогали развивать многие социально значимые проекты. Достаточно вспомнить благотворительное католическое общество «Каритас», его помощь бездомным и малоимущим.
Постепенно, с изменением внутриполитического курса, сотрудничество свелось к минимуму, приобрело декоративный характер.
Но сейчас открываются реальные возможности взаимодействия православных и католиков на уровне приходских общин, на уровне братских движений. Да, степень недоверия еще велика, но общий климат все-таки улучшился.
Понятно, что этот процесс не на день, не на два. Главное, что он пошел. И большинство православных приветствуют эту встречу. Вот, например, что сказал ректор Свято-Филаретовского института о. Георгий Кочетков: «Это мировой, интегральный процесс. Если действительно по внутреннему убеждению, по требованию человеческого и церковного духа произойдет сближение в направлении опознания друг в друге братьев во Христе, по-настоящему близких по вере и по жизни людей и церквей, можно будет за это сказать: слава Богу!».
Православные фундаменталисты, однако, не желают мириться с фактом сближения христиан разных конфессий. И сейчас внутри церковной ограды они нагнетают истерию, чтобы не допустить даже мысли о возможной встрече глав двух Церквей в России, в Москве.
Так, доцент МГИМО Ольга Четверикова назвала патриарха Кирилла еретиком. На сайтах антиэкуменистов и в социальных сетях стали появляться открытые обращения и воззвания, требующие прекратить процесс сближения с римо-католиками. В Молдавии два монастыря и двенадцать священников перестали поминать священноначалие. А митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин заявил о встрече: «Мы раздуваем пожар в собственном доме, среди своей паствы». И еще: «Считал и считаю экуменизм ересью и считаю, что Русская Православная Церковь должна не ограничиваться полумерами, а окончательно покинуть все экуменические организации». Такой вот громкий голос изоляционизма. И не кого-нибудь, а церковного топ-менеджера.
Никто не спорит, что патриарх Кирилл отчасти обслуживает нужды путинской дипломатии. Но в то же время ему удается делать важные в духовном смысле вещи. И мимо этого обстоятельства проходить нельзя.
В конце прошлого года некоторые журналисты, в том числе автор этих строк, высказывали опасения, что патриарха могут убрать. И на его место через промежуточную фигуру поставить новоиспеченного епископа Тихона (Шевкунова).
Похоже, что успешная внешнеполитическая деятельность святейшего отодвигает такую угрозу. Волна критики в официальных СМИ пошла на спад. О. Всеволод Чаплин, выполнявший спецоперацию «прикрытия», замолчал, его голос в текущих раскладах не задействован. Даже преданный слуга лубянского епископата Андрей Михайлович Кураев как-то снизил обороты. Нет, протодиакон продолжает попинывать патриарха: то не стоило ему к пингвинам летать, то не следовало епископам руку для поцелуя протягивать. Но как-то все его инвективы звучит мелочно и скучно.
Летом патриарха Кирилла ждет новое испытание — участие во Всеправославном соборе, после которого волна антиэкуменизма и изоляционизма с новой силой поднимется в церковной ограде. Для этого не надо быть пророком. Однако остается надежда, что святейший удержит курс церковного корабля, несмотря на тесноту времени.
Фото: 1. Куба. Гавана. 13 февраля 2016. Папа Римский Франциск и патриарх Московский и всея Руси Кирилл (слева направо) после церемонии подписания совместной декларации по итогам встречи в международном аэропорту имени Хосе Марти. Предстоятели Православной и Греко-Католической церквей встретились впервые после раскола христианской церкви в 1054 г. Gregorio Borgia/АР/ТАСС
2. Куба. Гавана. 13 февраля 2016. Папа Римский Франциск и патриарх Московский и всея Руси Кирилл (слева направо) во время подписания совместной декларации по итогам встречи в международном аэропорту имени Хосе Марти. АР/ТАСС