Сразу после праздничной литургии в храме Христа Спасителя (в минувшее воскресенье отмечался день Торжества православия) патриарх Московский и все Руси Кирилл обратился к пастве с важным идеологическим заявлением, в котором, в частности, прозвучали и следующие слова: «Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни… …Многие христиане отдали приоритет человеческим правам более, более, чем слову Божию… Сегодня с новой и новой силой уже в масштабах целой планеты развивается идея жизни без Бога, проявляющаяся в попытках законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного… Началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни, из жизни общества, и это движение сначала охватило Западную Европу, Америку, а затем и Россию».
Итак, глава Русской православной церкви счел необходимым реанимировать дискуссию, которой более пятисот лет. Не вдаваясь в теологические детали обсуждаемой проблемы, позволю себе высказать осторожные предположения, почему именно сегодня патриарх Кирилл решил поучаствовать в заочном споре (который, возможно, когда-нибудь перерастет в очный) с философами эпохи Возрождения и с многочисленными гуманистами более поздних времен. Разумеется, в провозглашении примата веры над интересами конкретных людей и даже целых сообществ нет ничего новаторского или революционного. Отмечу лишь, что в современном секуляризованном мире, где, например, все школьное образование в большинстве стран основано на материалистическом учении, такие заявления звучат более чем странно. Что уж говорить про Конституцию России, по которой наше отечество по-прежнему числится светским государством и признания примата веры от нас никто не требует. Уверен, что найдется немало церковных деятелей, которые не согласятся с патриаршей трактовкой права на выбор как «человекопоклонничеством». Если я ничего не путаю, то и христианство оставляет человеку свободу выбора — вспомним хотя бы пословицу «невольник — не богомольник».
Очевидно, все дело в том, что в очередной раз обострилась хроническая болезнь Русской православной церкви: Русская церковь, она не про Христа, а про государство. Вот патриарх и взял на себя роль ретранслятора идеологической повестки Кремля — вышеприведенные высказывания вполне убедительно это подтверждают. Очевидно же, что констатация вторичности (даже неважно, по отношению к чему) «прав человека», «свободы выбора» идеально укладывается в идеологическую конструкцию авторитарной власти и вносит дополнительные краски в кампанию по наступлению на эти самые права и свободы со стороны государства. Не говоря уже о прямой отсылке к источнику всех наших бед — Западу во главе с США, чье тлетворное влияние неизбежно калечит душу всякого православного человека. В условиях разрушительного экономического кризиса, учитывая реальные перспективы усиления протестной активности граждан, это тема приобретает для Кремля первостепенное значение и становится более чем актуальной.
Я далек от мысли, что предстоятель Русской православной церкви покорно соглашается на сознательное манипулирование со стороны чиновников из Администрации президента и заранее согласовывает с ними собственную повестку и тему очередных проповедей. Скорее патриарх Кирилл, будучи человеком чутким, всегда точно и безошибочно улавливает, какую важную идеологему уместно вбросить в общество в данный момент. Мне кажется, именно с этих, сугубо секулярных позиций, и следует рассматривать очередное патриаршее заявление, которое так взбудоражило российское общество.
Фото: 1. Патриарх Московского и всея Руси Кирилл. Jorge Saenz/AP/TASS
2. Антарктида. 18 февраля 2016. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции "Беллинсгаузен" на острове Ватерлоо. Патриарх совершил водосвятный молебен и заупокойную литию о погибших полярниках в единственном постоянно действующем храме в Антарктиде — русском православном храме Святой Троицы. Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС