Метеозависимость Москвы
Лужков предлагает карать рублём синоптиков за плохие прогнозы, и это пересказывают как анекдот. Человек становится заложником собственного образа. Сначала он надевает кепку, затем разводит на даче пчёл, потом повсеместно разводит Церетели, а теперь хочет, чтобы его воспринимали всерьёз? А ведь прав столичный мэр! Это только в песне у природы нет плохой погоды, и она чуть ли не благодать, и надо ее еще и благодарно принимать. По ощущениям же погода чаще всего как раз таки плохая, а в Москве особенно. Кого винить? Верующие кивают на Бога, неверующие – на Небесную канцелярию, но ни с того, ни с другого не спросишь. Иное дело –синоптики.
К прогнозу погоды в нашей стране вообще всегда было болезненно-трепетное отношение. Даже если вы не собираетесь из дому, погоду знать надо! Ради "миллиметров ртутного столба" и "переменной облачности" люди, кажется, только и включают радио с телевизором. Не раз замечал, как, утихомирив окружающих и сделав звук погромче, человек внимательно просматривал бегущую строку и прослушивал голос синоптика, но не мог после этого сказать, сколько же там обещают градусов. Для многих это превратилось просто в ритуал: сесть, включить, прослушать – и уже не важно, что там обещают. Хотя с другой стороны, немало и таких, кто знает наизусть все метеорекорды и приметы. Мужчины включают сводки "Метео-ТВ" не ради длинноногих красавиц с выпуклыми формами, а ради циклонов и антициклонов! При этом неодолимая тяга к получению прогноза сочетается с абсолютным неверием в него. С неизъяснимым сладострастием россияне всякий раз приговаривают: ну вот, опять наврали.
У столичного мэра, в отличие от рядового москвича, есть метод воздействия на оракулов. И тут он прав безусловно вот в каком смысле. Прогноз, конечно, он и есть прогноз. Как вообще можно точно описать то, чему еще только предстоит произойти? Тем не менее синоптики часто угадывают. Намного чаще, чем политические или спортивные прогнозисты. Однако в отличие от спортивного и политического, прогноз метеорологический – вещь серьёзная, народнохозяйственного значения, работа, за которую люди получают деньги. Раз они избрали предсказание своей профессией, то должны предсказывать максимально эффективно. А коль скоро им это не удается, то, естественно, должны нести материальную ответственность.
Но вот здесь необходимо внести некоторые уточнения. Прогноз погоды – это не "красный закат к морозу" и не "птицы низко летят – к дождю", не по древесному мху определяют будущую зиму и не по слюнявому пальцу вычисляют направление ветра. Гидромет – это станции наблюдения по всей стране, это зонды в небе и спутники в космосе. Это тысячи человек и сотни миллионов долларов. А у нас после распада Союза развалилось и единое метеорологическое пространство, более половины метеостанций закрылись, а прочие остались без денег, с одними термометрами и ртутными столбами в руках пожилых сотрудников. Соединенные Штаты и Япония располагают сразу несколькими компьютерными центрами стоимостью сто с лишним миллионов долларов каждый. А весь бюджет Росгидромета не превышает девяноста миллионов у.е. На самую большую страну мира. А ведь это тот случай, когда размер имеет самое непосредственное значение. Якобы существует план модернизации службы, якобы будут поставлены суперкомпьютеры за полмиллиарда долларов, и даже Всемирный банк готов на это дело выделить кредит, превышающий весь годовой бюджет синоптиков. Когда это будет, еще вопрос. Но вот когда будет, когда метеорологов оснастят всем самым передовым и необходимым, а они продолжат, по меткому выражению Лужкова, вместо прогнозов выдавать туфту, вот тогда только можно всех этих горе-прогнозистов переводить в управдомы без выходного пособия.
И в качестве постскриптума.
О точности прогнозов. Когда умные люди по каким-то народным приметам уверяют вас, что лето-де будет жарким или зима якобы снежной – не верьте им. Специально вникал в этот вопрос и консультировался с метеосветилами. Дать прогноз на целое время года – невозможно! И на месяц вперед невозможно. Циклонов, воздушных масс, морских течений и прочих факторов, которые повлияют на погоду через месяц, еще просто нет! Самый приблизительный, крайне поверхностный прогноз можно дать максимум дней на 12 вперед. Но погрешность будет очень велика. На неделю вперед предсказывать тоже затруднительно. Реально же точных прогнозов от синоптиков надо требовать на период трое-четверо суток. Пока же, при нынешнем уровне материально-технического обеспечения, дальше, чем на пару дней, они уверенно заглянуть не могут.