Первый концерт для виолончели с офшорами. Теперь только в России
Минфин США приступает к изучению документов из «Панамского досье», имеющих отношение к России. Об этом с ссылкой на свои источники сообщает агентство «Блумберг». Вряд ли стоит сомневаться в том, что итогом этой ознакомительной работы станет расширение списка граждан Российской Федерации, подпадающих под ограничительные меры, ранее введенные целым рядом западных стран против некоторых наших соотечественников. Пока параметры расширения санкционного списка ясны не вполне. Американские госфинансисты довольно расплывчато говорят о «лицах, причастных к противозаконным попыткам обхода ограничительных мер». Вряд ли стоит сомневаться в том, что всемирно известному с недавнего времени виолончелисту Сергею Ролдугину свои творческие планы на ближайшее (и любое другое) будущее придется корректировать. Понятно, что концертную (и любую другую) деятельность в западных странах он будет вынужден свернуть. С остальными фигурантами не все так очевидно.
В прессу уже просочились сигналы о том, что надзорные органы самых разных стран после громкого разоблачительного скандала с опубликованием документов панамской кампании Mossack Fonseca в корне пересмотрят свое отношение к контролю за деятельностью офшорных компаний по всему миру. Если раньше они подходили к этому вопросу вполне формально, то теперь в каждом отдельном случае поставят задачей выявлять так называемого конечного бенефициара. Даже если этот самый теневой выгодополучатель в официальных документах нигде не фигурирует.
Имя Владимира Путина в Panama papers не упоминается ни разу. Между тем, вряд ли на планете Земля сыщется сегодня человек, который бы искренне полагал, что многомиллионные сделки из русского сегмента международного журналистского расследования проводились не в интересах президента России. Тут еще важно понимать, что сезон разоблачений вовсе не завершен и впереди нас ждут новые громкие открытия. Вот что о подобных перспективах в интервью радио «Свобода» рассказал один из авторов «Русского досье» Дрю Салливан: «Это документы всего одной юридической фирмы. А всего в мире таких фирм, регистраторов офшоров, около 2000. То, что опубликовано сейчас, — это маленький кусочек большого пазла. У нас есть маленький кусочек, но мы хотим собрать всю картинку. Я думаю, 2 миллиарда — это лишь вершина айсберга. На мой взгляд, общая сумма средств, утекших из российских государственных структур в офшоры, — больше 200 миллиардов долларов. И на самом деле я не уверен, что все эти 200 миллиардов нам когда-нибудь удастся отследить. Следы этого воровства наглядны — особняки, яхты, имущество, принадлежащее российским чиновникам и их родственникам.
Если взглянуть на то, как устроена Россия, посмотреть на это огромное количество офшорных компаний, тысячи контрактов, это просто похоже на своего рода "лицензию" на воровство денег. Если у вас есть офшорная компания, через которую проходит 10 миллионов долларов, и никто за вами особо не следит, почему бы не взять немного из этих денег себе? Когда под вашим контролем государственные ведомства, когда вы можете переводить деньги из офшора в офшор и никто об этом не знает, это верный знак, что часть денег, если не все, будет попросту украдена».
Ну что же, хочется верить, что двести миллиардов долларов, когда (и если) эта сумма будет документально подтверждена, произведут на российского обывателя гораздо большее впечатление, чем два миллиарда. Потому что Минфин США, какие бы меры он ни предпринимал, все равно главную работу за нас не сделает. Избавляться от режима жуликов и воров придется самим.
Фото: 1. YAY/TASS
2. Россия. Санкт-Пeтeрбург. 22 ноября. Премьер-министр РФ Владимир Путин (на первом плане), президент России Дмитрий Медведев (справа) и художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин (слева) во время экскурсии во Дворце Великого князя Алексея Александровича, где располагается Дом музыки. Дмитрий Астахов / ТАСС