КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПророк Мухаммед как европейская ценность

7 ФЕВРАЛЯ 2006 г. СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
По поводу датских карикатур сейчас спорит чуть ли не весь мир, неудивительно, что и на нашем сайте появились разные точки зрения на этот счет. Позволю и себе высказать несколько соображений.

spbumagn.nw.ru

Говорить о том, что реакция мусульман неадекватна, что никто не имеет права устраивать погромы и тем более покушаться на жизнь других людей, даже если оскорблены самые святые его чувства, считаю излишним — те, кто думает иначе, спорят не на нашем сайте. Мне хотелось бы обратить внимание на то, как ведут себя в этом «конфликте цивилизаций» высокоцивилизованные европейцы.

История эта, на мой взгляд, начиналась как чистое подстрекательство. Датский журналист Каре Блюйтген решил написать детскую книжку о жизни пророка Мухаммеда и долго не мог найти художника, который согласился бы ее проиллюстрировать. То ли датские художники были не в теме, то ли опасались оскорбить мусульман, будучи все-таки, наверное, осведомлены, что в исламе запрещено изображение пророка, но Блюйтген увидел в их нежелании с ним сотрудничать страшную угрозу свободе слова. Он поделился своей бедой с сотрудниками крупной датской газеты «Юлландс-Постен» (Jyllands-Posten), которая и решила проверить коллег на вшивость, призвав 40 художников и предложив им поучаствовать в конкурсе «Лицо Мухаммеда». 28 художников призыву не вняли, а 12 согласились, прислав около 100 рисунков, часть которых и была напечатана в газете. Кажется, газетные карикатуры не стали иллюстрациями к «детской книжке» Блюйтгена (иначе, думаю, даже по датским законам ему сразу можно было бы дать статью), зато стали причиной грандиозного скандала.

Теперь некоторые говорят: главный редактор «Юлландс-Постен» Карстен Юсте, устраивая конкурс, отстаивал базовые европейские ценности. Но где Мухаммед — а где европейские ценности? Что, до террористических угроз Дания с утра до вечера рисовала Мухаммеда, а теперь этот канал самовыражения перекрыли? Если бы кто-то сам по своей воле захотел нарисовать пророка, то это еще можно было бы объяснить творческим импульсом и прочими тонкостями высокоорганизованной натуры, но здесь творческого импульса и в помине не было: художников, как пионеров, развели на «слабо».

Мусульманская община Дании выразила свой протест, послы обменялись возмущенными и извинительными письмами, скандал тихо тлел и, наверное, сошел бы на нет, если бы норвежское христианское (!) издание «Магазинет» (Magazinet) с разрешения «Юлландс-Постен» не перепечатало 10 января карикатуры, дабы доказать, что «в светском демократическом обществе нет места религиозным догмам». То есть вам неприятно, вам больно? Ну так мы сделаем еще больнее. Очень по-христиански. А уж уровень цивилизованности — почти заоблачный. И пошло-поехало…

Вы видите здесь конфликт цивилизаций? Я не вижу. Вижу лишь скандал на коммунальной кухне, когда каждый идет на принцип, доводя его до полного абсурда. Да, европейцы не привыкли жить в коммуналке. Им кажется, что раз они уплотнились (по собственной воле, кстати) и впустили к себе мусульман, то пусть теперь мусульмане к ним приспосабливаются, а они не будут ничего менять в своей налаженной и благоустроенной жизни. Но так не бывает. Менять придется, уж мы-то знаем. И мы знаем, что выигрывает тот, кто окажется более гибким, более терпимым, кто умеет приноравливаться к обстоятельствам — у него гораздо больше шансов сохранить свои ценности. Ну а поучаствовать в соревновании «кто смачнее плюнет в суп соседа» всегда найдутся охотники, только не надо говорить, что это конфликт цивилизаций — это конфликт варваров, и уж тут, да, выигрывает самый оголтелый.
Обсудить "Пророк Мухаммед как европейская ценность" на форуме
Версия для печати