Одна территориальная избирательная комиссия одного района отменила выборы в одном сельском поселении. И новость об этом тут же оказалась на верхней строчке новостных лент, ее со вчерашнего дня обсуждают политики, эксперты и вся прогрессивная общественность. Общественности этой, прямо скажем, есть от чего возбудиться. Впервые за всю историю восхождения политической звезды Алексея Навального российская власть, можно сказать, пошла у него на поводу: потребовал Навальный отменить выборы в Барвихе, снял своих кандидатов — и пожалуйста, власть берет под козырек и смиренно соглашается с доводами Алексея Анатольевича. Причем тот факт, что события разворачиваются в самом сердце пресловутой Рублевки, где под каждым кустом кащеевы яйца, не слишком добавляет драматизма ситуации — она и так разогрета до предела.
Хронология событий такова. Команда Навального выдвигает пятерых человек для участия в выборах в Барвихе, там фиксируются массовые нарушения на предварительном этапе, кандидаты от оппозиции встречаются с Эллой Памфиловой, которая по итогам этой встречи оказывается «хуже Чурова». После чего четверо из пятерых снимают свои кандидатуры, заявив, что задача, которую они перед собой ставили, пойдя на подмосковные выборы, фактически выполнена, эксперимент проведен. Оппозиция убедилась в том, что в России как не было честных выборов, так до сих пор и нет, а смена одного главы ЦИКа на другого ничего не дала. В адрес Эллы Памфиловой звучит много нелестных отзывов.
Казалось, все идет по очевидному, привычному и безальтернативному сценарию. Однако далее случилось страшное и совершенно непредвиденное — ЦИК единогласно голосует за отмену выборов в Барвихе, территориальная комиссия фактически под давлением вышестоящего органа принимает соответствующее решение, а Элла Памфилова, которая буквально на глазах начала становиться лучше Чурова, требует проведения следственных действий в отношении фальсификаторов выборов в означенном районе. Оппозиционный мир с отвисшей челюстью замер в растерянности. Но не весь.
Алексей Навальный заявил, что случившееся является несомненной и очевидной победой оппозиции в России. Однако часть вовлеченной общественности все равно потребовала, чтобы Навальный принес извинения Памфиловой, которая к этому моменту (то есть к вечеру вчерашнего дня) стала настолько лучше Чурова, что любые параллели между ними кажутся уже совершенно неуместными, и, если бы завтра состоялись выборы в новый состав Координационного совета оппозиции, Элла Александровна могла бы претендовать на место председателя. Однако Навальный все равно извиняться не стал, и думаю, поступил совершенно правильно. Почему? Вот почему.
Ну, во-первых, мне представляется, что нет такой ситуации, при которой любой оппозиционер имел бы моральную обязанность извиняться перед любым путинским назначенцем.
Во-вторых, я призываю всех очухаться и немедленно прекратить разговоры про то, что «дело сдвинулось с мертвой точки», а «выборы теперь станут прозрачными или даже конкурентными»… Просто потом будет неловко. Совершенно очевидно, что решение об отмене выборов в Барвихе принималось на гораздо более высоком уровне, чем тот, что нынче занимает Элла Памфилова. Зачем Вячеслав Володин решился на столь неожиданный шаг? Думаю, данный демарш носит исключительно демонстративный характер. Власти принципиально важно, чтобы предстоящие сентябрьские выборы в Госдуму были максимально похожи на настоящие. В условиях нарастающего кризиса, по мнению тех, кто рулит нашей внутренней политикой, легитимация электоральных процедур приобретает первостепенное значение. Поэтому Кремлю хочется, чтобы до осени оппозиция не сдулась, не сошла с дистанции, не получила шанса под крики «вы все равно все выборы крадете» перейти к тактике бойкота осенних мероприятий.
Словом, решение об отмене выборов на Рублевке хоть и не тривиальное, но вовсе не глупое. Я даже не удивлюсь, если по скандальной ситуации в Барвихе будут возбуждены уголовные дела — возможно, Кремль решит до конца доиграть этот спектакль. Вопрос участвовать в нем или нет — сугубо индивидуальный. Я с уважением и пониманием отношусь к аргументам про «открывающееся окно возможностей», в которое надо протискиваться любой ценой. Однако сам займу место в зрительном зале. И даже не в первом ряду: представление может быть забавным, но интриги все равно как не было, так и нет. Потому что финал известен заранее.
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС