На побережье Черного моря, рядом с резиденцией патриарха Кирилла, расположилось винодельческое хозяйство РПЦ. Производством вина, этилового спирта, оптовой и розничной торговлей алкогольными и другими напитками, а также упаковыванием будет заниматься «дочка» РПЦ, ООО «Мезыбь», зарегистрированная в 2015 году финансово-хозяйственным управлением РПЦ и другой церковной «дочкой» — «Софрино», которая производит свечи, ювелирные изделия и религиозную утварь.
Вино используется церковью для богослужения, но, судя по размаху алкогольного проекта РПЦ, производство значительно превзойдет внутренние потребности церкви. Я, конечно, имею в виду потребности, связанные исключительно с отправлением церковных служб, а не с личными потребностями клира и архиереев, поскольку масштаб этих потребностей изучен крайне слабо, хотя и описывался многократно в художественной литературе.
Эксперты алкогольного рынка России не уверены, что выход на этот рынок РПЦ сможет серьезно потеснить российских виноделов, кроме разве что «Массандры», которая поставляет напрямую в церковные приходы примерно 100 тысяч бутылок кагора в год. Намного сильнее церковное виноделие ударит по болгарским и абхазским производителям, которые в 2015 году завезли в Россию 840 тысяч литров кагора. Так что в этом смысле РПЦ включилась в общий тренд импортозамещения.
РПЦ является весьма успешным и развивающимся коммерческим проектом. В условиях кризиса, когда упали доходы бюджета России и большинства российских предприятий, доходы РПЦ выросли на 5,1%: с 5,6 млрд в 2014 году до 5,9 млрд в 2015-м. Причем экономика РПЦ на 55% состоит из доходов коммерческих предприятий РПЦ и лишь на 40% из спонсорских пожертвований, еще 5% составляют отчисления епархий (данные 2000 года). Так что, называя РПЦ коммерческим проектом, я не иронизирую.
Православие в России, вопреки Конституции, является государственной религией. Уроки православия в школах, насильственное внедрение кафедр теологии в технических вузах, законодательная защита «чувств верующих» не оставляют в этом никаких сомнений. В федеральном бюджете 2016 года на РПЦ и связанные с ней структуры предусмотрено 2,6 миллиарда рублей. Плюс постоянная подпитка с помощью президентских грантов. Вот только что президентский грант в размере 6,4 миллиона рублей получило НКО «Вера, надежда, любовь», одним из учредителей которого является «Фома центр», основанный Владимиром Легойдой, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.
Главный продукт, который производит РПЦ, — это лояльность по отношению к действующей власти. Побочный продукт — антизападные, антилиберальные, антипротестные настроения. И все это, как мы убедились только что, за сравнительно небольшие деньги. Теперь вот будут производить еще и алкоголь. Так что на риторический вопрос Остапа Бендера отцу Федору о цене опиума для народа отныне есть довольно точный ответ, который все желающие могут получить в Федеральной налоговой службе.
Фото: 1. Россия. Ялта. 26 апреля 2016. Цех выдержки и обработки виноматериала комбината "Массандра". Алексей Павлишак/ТАСС
2. Причащение. Валерий Шарифулин/ТАСС