Итоги недели. Путин предложил миру игру «Россия GO»
Новая японская игра в маленьких смешных уродцев, от которой уже сходит с ума весь мир, базируется на принципе так называемой «дополненной реальности». Вы, загрузив приложение «Pokemon GO», сморите в экран своего гаджета, как в окно, но помимо всего прочего видите в этом окне покемонов, которые как бы обитают в реальном мире. Не знаю, кто у кого содрал — Путин у Nintendo или Nintendo у Путина, но игра «Россия GO» так же основана на взаимодействии игрока с этой самой «дополненной реальностью». Приведу простой пример. Скажем, сидите вы знойным летним днем на берегу озера Сиваш, что соединяет полуостров Крым с материком, и вглядываетесь в туманную даль. И совершенно ничего в этой самой туманной дали не наблюдаете, кроме поверхности мертвого водоема. Но напротив вас стоит телевизор, на экране которого по счастливому совпадению демонстрируется тот же самый пейзаж – бескрайнее озеро Сиваш. И вдруг вы замечаете, что в углу экрана вашего телевизора, прямо по поверхности озера крадется украинская диверсионная группа. Вот, собственно, в этом и состоит фокус: смотрите прямо на озеро – нет никаких диверсантов, бросаете взгляд в телевизор – так вот же они, гады, выряженные в камуфляж, волокут на себе взрывчатку, чтобы «нанести удар по туристической инфраструктуре полуострова». А на заднем плане видны стреляющие бронетранспортеры. Переводите взгляд опять непосредственно на озеро – тишь да гладь, да божья благодать, упираетесь взором в телевизор – бойцы ГРУ вооруженных сил Украины оказывают яростное сопротивление нашим чекистам, но, в конце концов, сдаются в плен и сразу (уже крупным планом) начинают давать признательные показания. Из показаний этих следует, что задачу взрывать туристические объекты в Крыму ставил перед ними президент Порошенко, который в свою очередь по телефону получал инструкции от президента Обамы.
Вообще, уходящая неделя началась с события, которое, как в тот момент казалось, станет важнейшим на этом временном отрезке. Я имею в виду встречу в Санкт-Петербурге Владимира Путина с Реджепом Эрдоганом. Но уже к середине недели президент России принял решение, которое может в корне изменить весь ландшафт российско-украинского конфликта, который постепенно формировался с момента аннексии Крыма. Владимир Путин приостановил переговоры по урегулированию ситуации на Юго-Востоке Украины в так называемом «нормандском формате», который, помимо сторон драматического противостояния – России и Украины, предусматривает участие в переговорном процессе так же Германии и Франции. Впрочем, мне кажется, что между этими двумя событиями – замирением с Эрдоганом и эскалацией конфликта с Украиной — есть прямая связь.
Развитие отношений между Путиным и Эрдоганом напоминает мыльную оперу, в финале которой два человека, люто враждовавшие до последнего момента, замирают в братских объятиях, склонив головы на плечи друг другу. Долгий и тернистый путь преодолели оба, пока неожиданно не прозрели и не осознали, что общего у них гораздо больше, чем разного. И это, прежде всего, ясное и четкое понимание своей роли на посту руководителя государства, когда основная цель — создать такую модель управления страной, которая обеспечивала бы режим несменяемости их личной власти. Цель эта должна достигаться любой ценой и никогда не подвергаться сомнению. Даже в тех случаях, когда средства достижения входят в прямое противоречие с демократическими ценностями или ранее заключенными международными договорами. Поэтому Путин, ничтоже сумняшися, когда ему это нужно, оккупирует часть сопредельного государства, а Эрдоган фактически разворачивает репрессии против значительной части собственного народа. Я думаю, что свободный мир еще не до конца осознал, какую опасность для человечества может представлять долгосрочный альянс двух этих авторитарных правителей.
Я не думаю, что Владимир Путин делился с Эрджепом Эрдоганом планами по резкой эскалации конфликта вокруг ситуации в Украине. Мне кажется, ему достаточно понимания, что отныне Турция окажет поддержку фактически любым его инициативам.
Развяжет ли Путин новую войну, сказать трудно. Пока он резко повышает ставки. Возможно, президент России блефует, а, может быть, у него на руках действительно сильная комбинация. Он ведь сам живет в мире «дополненной реальности», где все смешалось и ничему невозможно определить истинную цену. Когда смотришь в экран телевизора и уже не вполне понятно, где покемон, а где член правительства. И, если Путин касается кого-то из своих министров – хлопает по плечу или берет под локоть, – будьте уверены, это неслучайно. Это он проверяет, живой ли перед ним человек.
Фото: 1. Россия. Симферополь. 11 августа 2016. Гражданин Украины Евгений Панов (в центре), подозреваемый в организации диверсии в Крыму, перед рассмотрением ходатайства следствия об избрании ему меры пресечения в Киевском районном суде. Алексей Павлишак/ТАСС
2. Россия. Санкт-Петербург. 9 августа 2016. Президент Турции Реджеп Эрдоган и президент России Владимир Путин (слева направо) перед началом переговоров в рамках встречи. Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС