16 января художник Петр Павленский, находящийся ныне во Франции, заявил, что они с женой намерены просить у этой страны политического убежища. Свое решение г-н Павленский объяснил провокацией, которую над ними учинили представители спецслужб при содействии одной из актрис столичного Театра.doс. Нет никаких сомнений в том, что в минувший понедельник эта новость стала чуть не самой обсуждаемой в русском сегменте Фейсбука. Что, прямо скажем, не удивительно – за последние четыре года Петр Павленский, благодаря своим художественным акциям, имеющим очевидный политический подтекст (достаточно вспомнить поджег двери ФСБ, акции на Красной площади или в поддержку Pussy Riot), приобрел чуть не всемирную известность. Кто-то восхищен, кто-то возмущен языком эпатажа, на котором художник разговаривает со своей аудиторией, но и те, и другие признают, что язык этот мощный, а разговор в итоге получается важный и содержательный. Особый интерес у уважаемой публики вызвало демонстративное игнорирование художником любых угроз со стороны государства – в том числе и репрессий. Готовность жертвовать собой весьма органично вписывалась в предлагаемую нам художественную концепцию. И вот теперь такой человек фактически бежит из страны.
В двух словах история такова – в Театре.doс есть актриса Анастасия Слонина, которая, согласно ее заявлению в СК, 4-го декабря чудом избежала сексуального насилия со стороны четы Павленских. (Сразу хочу отметить, что оба супруга придерживаются свободных взглядов на межполовые отношения, о чем неоднократно сообщали заинтересованной общественности.) По версии Слониной, в гостях у Павленских она подверглась грубым домогательствам и даже физическому насилию, в результате которого была вынуждена покинуть жилище четы Павленских в голом виде. Есть в этой драматичной истории еще один персонаж – молодой актер и режиссер вышепоименованного театра Василий Березин, который со Слониной находился в близких отношениях. Так вот этот самый Березин вроде бы был избит Павленским и его друзьями за несколько дней до визита Слониной к художнику. Соответственно, на данный момент над Павленским повисла угроза двух уголовных дел. Его могут обвинить в избиении и попытке изнасилования. Собственно, свой отъезд из России художник объясняет именно тем, что теперь его хотят «закрыть» по «плохой» статье. Свой интерес к юной артистке Петр Павленский подтверждает, а вот факт насилия в отношении этой дамы категорически отрицает.
Мнения ученых разделились. Понятно, что те, кто близко знаком с семьей Павленских, на их стороне, а всеми любимое руководство Театра.doс (прежде всего его директор Елена Гремина) стоят горой за молодую актрису.
Вообще-то цивилизованные общества выделяют значительные средства на институты, призванные разрешать подобного рода конфликты, определять и наказывать виноватых, а так же информировать общественность о результатах своей работы. В России мы тоже силовые органы содержим за немалые деньги. Только у нас они состоят исключительно на службе у государства, которому никакого доверия нет. Например, в данном конкретном случае мы точно знаем, что художник Павленский находится в конфронтационных отношениях с государством под названием «Россия». Могли ли правоохранительные органы нашей страны организовать против него столь чудовищную провокацию? Никаких сомнений! Но ведь мы не можем исключать и того, что в данном случае имеем дело действительно с уголовным преступлением. А то мы с вами знаем мало случаев, когда в одном человеке несомненный талант уживается со склонностью к насилию или с любыми другими пороками… А как же нам выяснить правду?
А – никак. Мы в очередной раз столкнулись с результатом разрушения важнейших государственных институтов нашей страны. У российского общества нет сегодня в руках инструмента, с помощью которого оно смогло бы определить – попытка художника Павленского трахнуть актрису Слонину сопровождалась насилием или нет… Поэтому с таким положением дел надо либо смириться, либо попытаться эту ситуацию изменить…
Фото: Россия. Москва. 8 июня 2016. Художник Петр Павленский (в центре), признанный виновным в поджоге двери здания ФСБ на Лубянке, приговоренный к 500 тыс. рублей штрафа и освобожденный в зале Мещанского районного суда. Слева - супруга П.Павленского Оксана Шалыгина. Сергей Савостьянов/ТАСС