В России большая радость. Между нацистом Петром Толстым, который по совместительству служит вице-спикером России, и Александром Бородой, который служит президентом Федерации еврейских общин России, 26 января 2017 года случилось рукопожатие. Межнациональный и межконфессиональный мир восстановлен, погромы временно отменяются. Ура.
Этому счастливому событию предшествовали следующие обстоятельства. Сначала Петр Толстой, защищая от врагов государства и православия процесс передачи Исаакия в ведение РПЦ, сообщил, что протестуют против этого богоугодного дела потомки тех, кто «выскочил из-за черты оседлости с наганом в 17-м году», чтобы разрушать наши храмы. Поскольку ничего иного, кроме махрового антисемитизма и оголтелого нацизма, усмотреть в данной реплике было решительно невозможно, вынуждены были отреагировать не только те, кому нацизм отвратителен, но и те, кому это положено по работе. В их числе был и президент ФЕОР, Александр Борода, осудивший высказывание Толстого.
Кроме Бороды, тем, что вице-спикером парламента России служит антисемит, возмутились посол Израиля (правда, довольно вяло), а также несколько депутатов Кнессета (довольно бурно). Поскольку у начальства на Толстого были и есть некоторые внешнеполитические виды – его хотят сделать главой российской делегации не только в ПАСЕ, но и в ЕС – наложенную им кучу решили прикрыть газеткой.
И Толстой решил с евреями помириться, объяснив главе ФЕОРа Александру Бороде следующее: «У нас есть уникальный опыт межконфессионального мира, и я очень сожалею, что по вине недобросовестных журналистов, которые мне приписали некоторый набор понятий, вся эта шумиха была поднята». Извинение – это нравственный акт, который начинается с признания своей вины. Толстой своей вины не признал, возложил ее на «недобросовестных журналистов», которые ему «приписали». Собственно, к Толстому после его слов про черту оседлости вопросов быть не может. Нацист — это диагноз, от которого избавляются долго и мучительно, а, как правило, не избавляются вовсе.
Больше вопросов к Александру Бороде и к возглавляемой им организации. Сегодня ФЕОР – самая крупная и влиятельная еврейская организация в России. Борода – член Общественной палаты РФ. Но так было не всегда. С 1996 по 2001 год ведущей, наиболее эффективной и влиятельной еврейской организацией страны был Российский еврейский конгресс (РЕК), возглавляемый сначала Владимиром Гусинским, затем Леонидом Невзлиным. С приходом Путина у РЕК начались проблемы. Арест, а затем эмиграция Гусинского, а потом и отъезд из России Невзлина вследствие преследований по политическим мотивам, резко ухудшили положение РЕК. Путин с первых шагов недвусмысленно поддержал ФЕОР как организацию, альтернативную РЕК. Главным раввином России по версии ФЕОР был избран представитель любавичских хасидов Берл Лазар, которого Путин немедленно ввел в Совет по взаимодействию с религиозными организациями при президенте РФ, а главный раввин России по версии РЕК Адольф Шаевич был соответственно оттуда выведен. Берл Лазар был назначен членом Общественной палаты РФ, получил эфир федерального ТВ и в целом позиционирован как главный в России по евреям. РЕК, который был в конце 90-х – начале 2000-х признан Кремлем «гнездом оппозиции», всухую проиграл «иудейскую войну» и был оттеснен полностью лояльным к власти ФЕОРом на вторые роли.
Путинской зачистке подверглись все без исключения институты государства и гражданского общества. Поле еврейских организаций не стало исключением. РЕКу еще повезло, что он вообще сохранился. В СМИ, например, зачистка была куда более свирепой.
Понять Александра Бороду, который от имени евреев России пожимает руку антисемиту Толстому, несложно. У него наверняка есть масса благородных резонов, объясняющих эту стыдобу. Так же, как в свое время наверняка были благородные резоны у редактора «МК» Павла Гусева, пожимавшего руку министру обороны Грачеву, которого в то время прямо называли заказчиком убийства журналиста «МК» Дмитрия Холодова, да и сейчас называют.
Нацист Толстой завершил свое примирение с президентом ФЕОР Бородой словами: «Надеюсь, что вы правильно поймете». Борода, естественно, понял правильно. Как еще раньше правильно усвоил значение русской пословицы «стыд не дым – глаза не выест». Потеря лица в путинской России – это неплохой бонус. Без лица намного удобнее.
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС