Церковь и государство
21 ноября 2024 г.
И мощи, и немощи

ТАСС

На «Кропоткинской» объявляют: «Очередь в храм Христа Спасителя от станции “Парк культуры”». Но оказывается, еще дальше — от Министерства обороны на Фрунзенской набережной. До храма Христа Спасителя отсюда почти три километра. Впрочем, на этом отрезке очереди как таковой нет — есть лишь рамки, за которые можно пройти. 27 мая, суббота, половина второго, народ еще, видно, только собирается.

Рядом с министерством встречаю группу паломников из Нижегородской области, из города Володарска. Они уже отстояли свое и направляются в сторону автобуса. Приехали почти всем приходом, 49 человек. Это не первая их паломническая поездка: были и у пояса Богородицы, и когда в Москву привозили Дары волхвов, с готовностью рассказывает Андрей; на вид ему лет 30 с небольшим, с ним одиннадцатилетняя дочь.

— Другой возможности посмотреть все эти вещи просто нет, на тот же Афон, например, женщин не пускают, поэтому они только здесь могут прикоснуться к святыням, к Дарам волхвов, например, с которыми в детстве играл сам Иисус Христос. А Николай Чудотворец — один из великих святых, почитаемых у всех христиан. Мы и своих святых не забываем, наш приход был и в Дивеево, и на Валааме, и в Ключевской лавре, и к Александру Свирскому ездили…

— Вера очень помогает, очень, — вступает в разговор идущая рядом уже немолодая женщина по имени Татьяна. — Если дома какие-то неурядицы или еще где, если я с усердием помолюсь — не поверите, всегда помогает. Хотя я к Господу, честно скажу, пришла буквально три года как. В душе-то он у меня был давно, но в церковь стала ходить совсем недавно.

ТАСС

Дочь Андрея регулярно ходит с папой в церковь и признается, что священник на службе рассказывал, кто такой Николай Чудотворец, да только запомнила она не много: «Он помогал людям, ему нужно молиться, чтобы все получалось», — неуверенно перечисляет девочка.

— А ты сама что-то попросила у него сегодня? — спрашивает Татьяна. — Мы все шли к нему с какой-то просьбой.

— Мы надеемся на помощь святителя Николая, который своими молитвами испросит исполнения наших прошений, — как по-писаному вторит ей Анна, еще одна паломница из группы. — Это такой святой, который на Руси считается русским человеком. Если не совсем грамотную бабушку спросить, откуда он и какой национальности, я больше чем уверена, что она ответит: русский. Моя бабушка наверняка так и считала. Мне лично этот святой очень много помогал. Были такие случаи в жизни — неразрешимые ситуации, — когда я каждый вечер молилась на коленях Николаю Угоднику, а потом утром вставала и шла делать что должна. И у меня все получилось, причем при этом мне помогали, и это тоже чудо, два Николая. Никогда я их в жизни не видела, они занимали высокие посты в определенных структурах, и просто по телефонному звонку помогали. В результате женщина с тремя детьми, моя родственница, стала получать все пособия, которые до этого не могла получить из-за путаницы с документами. Эти два человека до сих пор у меня записаны в помяннике, и я молюсь за их здравие.

Протоиерей Максим Хижий из Владимирской епархии подтверждает: «Почти каждая российская православная семья имеет эмпирический опыт взаимоотношений с Николаем Угодником. Я служу уже 26 лет и слышал такое количество историй — просто бесконечный поток. Наверное, это можно сравнить с почитанием поляками Богородицы. В моем благочинии 27 храмов, и каждый третий имеет престол во имя Святителя Николая. Сейчас в Гусь-Хрустальном строят новый храм, тоже в честь Николая. Николай — один из принципиальных столпов народной веры, это тысячелетняя традиция. По поводу Благодатного огня люди могут спорить, а по поводу Николая Угодника никому это даже в голову не придет, это бесспорная святыня».



Идея договориться о принесении мощей Николая в Россию кажется ему одним из самых успешных шагов Московской патриархии: «Это большое и важное событие, во-первых, потому что впервые от Римской католической церкви приехала святыня вселенского масштаба. Это говорит о добрых намерениях католиков, что, безусловно, будет способствовать нормализации отношений между католиками и православными: снимет определенную напряженность, которая существует, повысит степень доверия. Мы видим не декларации на тему “давайте жить дружно”, а конкретные совместные ритуальные действия, и это важно. Кроме того, мощи Святителя Николая — это то, что может объединить в одной очереди людей с очень разными религиозными взглядами — и консерваторов, и либералов, разных политических настроений, правых и левых. Так что это большое дело».

Паломники заворачивают к автобусу, а я перехожу дорогу и попадаю наконец за рамки, чтобы бодрым шагом направиться в обратную сторону. Впереди меня идет девушка откровенно хипстерского вида, я немного удивляюсь и решаю ее догнать. «Вы первый раз к мощам?» — «Я? Нет, я не к мощам, я просто так, гуляю, погода хорошая», — отвечает она.

Маша, по виду студентка, признается, что сопровождает маму. Пробую заговорить с мамой. «Нет-нет, я сосредотачиваюсь», — отказывается та.

Две подружки лет 20, москвички, на вопрос, верующие ли они, отвечают: «Стараемся быть». Зачем идут к мощам? «Сказано, по вере вашей да будет вам», — назидательно отвечает одна.

ТАСС

Вдоль набережной расставлены палатки с пирожками и водой, туалетные кабинки. В кабинках относительно чисто, вот только бумага повсюду закончилась. Вдоль рамок дежурят ОМОН, МЧС, полиция, попадаются православные волонтеры в салатовых нагрудниках. По реке плывут прогулочные катера. Многие останавливаются, чтобы сфотографировать их.

Беспрепятственно дойдя почти до самого Крымского моста, мы наконец упираемся в заграждение. 13.55. Народ постепенно подходит, образуя группу человек в 50-70. Большинству собравшихся от 30 до 40 лет, мужчин и женщин примерно пополам, вот только женщины попадаются и пожилые, а мужчин старше 40 почти не видно. Лишь за мной стоит человек лет 60-ти со старушкой мамой. Чуть впереди две девочки-школьницы, одна в форме кадетского корпуса с пышным бантом на косе, другая в джинсах и клетчатой рубашке навыпуск, со светло-русыми распущенными волосами до пояса. Оказывается, одноклассницы, на будущий год заканчивают кадетский корпус. Девочка с бантом собирается на медицинский, вторая — на юридический в Университет Министерства обороны. Спрашиваю, есть ли в корпусе религиозные уроки. Нет, ничего такого нет, а здесь они исключительно по собственному желанию.

ТАСС

У полной женщины с коляской начинает плакать ребенок. Мальчику года два, он закрыл лицо руками и горько всхлипывает: «Мама, мама!»

— Пройдите вперед, вас пропустят, — раздаются голоса.

— Не пойду.

— Почему?

— Он (полицейский. — С.С.) видел, что я с коляской, но не предложил пройти.

— Женщина, вы нам мешаете!

— Чем?

— Ребенок плачет, мы за вас переживаем. Отойдите тогда в сторонку и покачайте его.

Среди полицейских начинается шевеление, и через несколько минут один из них отодвигает рамку и пропускает женщину с ребенком вперед.

Очень скоро, пересчитав всех по головам, пропускают и нас. 14.18. Под Крымским мостом установлены рамки металлоискателей, мы быстро проходим через них, догнав женщину с коляской. Мальчик уже не плачет. «Никуда от нее не деться», — бурчит кто-то за моей спиной. Начинается Пречистенская набережная, здесь очередное заграждение, перед которым мы застреваем надолго.

ТАСС

Справа от меня две женщины лет тридцати листают Молитвослов, находят Акафист Николаю Чудотворцу и погружаются в чтение. Слева женщина чуть за пятьдесят, с георгиевской ленточкой на сумке, в руках какая-то бульварная газетенка с заголовком в полстраницы «Гитлер заставил свою подругу спать с чернокожим боксером?». Женщина увлеченно читает. Некоторые мужчины разговаривают по мобильнику, в основном о делах. «У меня там два рабочих работают, оба по-русски не говорят, но ты передай им второй мой мобильный с зарядкой, пусть на всякий случай у них будет». Кто-то отбивается от упреков знакомых: «Если бы ты захотела, то пошла бы первей меня и без меня».

Солнце начинает припекать, народ пытается прикрыть головы шарфами. Женщина слева тем временем переходит к следующему сюжету: «Елена Подкаминская родит от строителя из Самары?» (почему-то все заголовки в этой газете с вопросительным знаком). Старушка за моей спиной явно устала. «Не надо было сегодня ехать, — укоряет ее сын. — Я вчера здесь часа в два-три проезжал, набережная вообще пустая была, а сегодня выходной». «Я не рвалась», — оправдывается старушка. «Ты все ныла, ныла», — не уступает сын.

ТАСС

Стоим уже больше часа, очередь притомилась, притихла. Следующий заголовок бульварного листка наконец утвердительный: «Ходить к мощам можно хоть каждый день». Старушка не выдерживает: «Давай пойдем, что-то нога у меня совсем…» Я пристраиваюсь к ним и тоже выбираюсь за рамки. 15.39.

Возвращаюсь в метро домой. На стенах вагона расклеена реклама православного радио «Вера»: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Не сразу замечаю, что в вагон вошел бомж, молодой парень, довольно прилично одетый, но тощий и вонючий. Он идет вдоль вагона, приволакивая правую ногу, и монотонным, механическим голосом вещает: «…Началась черная полоса в жизни плюс возникли проблемы со здоровьем…»

Не подает ни один…

ТАСС

Честные останки

Массовое почитание мощей у христиан началось примерно в III веке нашей эры, когда к могилам мучеников за веру потянулись толпы паломников. Однако официальный статус мощей окончательно закрепился нескоро — только в 787 году на Втором Никейском соборе, который предписал почитать останки святых, извергать из сана епископов и клириков, отвергающих мощи мучеников, а мирян — отлучать от церкви. Постепенно почитание реликвий приобрело невиданный размах. Тем более что Елена, мать императора Константина Великого, и сам Константин в свое время постарались сделать все, чтобы перевезти из Иерусалима в Рим как можно больше раритетов, связанных с именем Христа: это и крест Господень, и шипы из тернового венца, и много чего еще, не говоря о том, что в Риме покоится прах двух главных апостолов, Петра и Павла. Мощи как ценный товар перекупали, крали и фальсифицировали на протяжении всей истории, что привело к наличию трех голов Иоанна Крестителя, дожившего до наших времен кусочка кружев от подвенечного платья Девы Марии, невиданному количеству обломков креста Господня.

ТАСС

К XIII веку Ватикан построил на реликвиях прибыльную индустрию, развернув широкую агитацию в пользу паломничества в Рим вместо Иерусалима. Обошедшему определенное количество раз римские базилики полагалась особая индульгенция, с XIV века в практику вошли так называемые юбилейные годы, когда паломников манили полным отпущением грехов.

Восточные христиане таких организационных высот в деле прославления реликвий не достигли, но мощи почитали истово. В России Киево-Печерская лавра, где покоятся останки 122 святых, Почаевская с чудотворной иконой Божией Матери и раками, где почивают мощи преподобных Иова и Амфилохия, и Псковско-Печерская с общим числом захоронений почти в 10 тысяч, всегда были главным местом притяжения верующих. И тоже, мягко говоря, не бедствовали и не бедствуют.

При этом в процесс канонизации нередко вмешивалась политика. Так, например, предполагаемую жену Владимирского и Тверского князя Михаила Ярославича Анну Кашинскую (умерла в 1337 г.), причисленную к лику благоверных в 1650-м за чудесное охранение жителей города Кашина от литовцев, спустя 27 лет исключили из списка святых. Когда в самый пик борьбы никонианцев со старообрядцами гроб благоверной открыли, оказалось, что пальцы ее сложены в двоеперстие, что было сильным аргументом в пользу исторической правоты старообрядцев. Святую «восстановили в правах» лишь в 1909 году, после того как вышел указ о веротерпимости и старообрядчество было легализовано.

ТАСС

Привезенный в Москву осенью 2011 года пояс Богородицы собрал больше 800 тысяч паломников (всего по России — около 3 млн). Тогда все гадали: почему? Мнения разделились кардинально: от убежденности, что на Русь вернулась истинная вера, до обвинений пришедших в язычестве. Религиовед Сергей Филатов, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», считает, что феномен поклонения реликвиям — естественный атрибут народной веры:

ТАСС
ТАСС
ТАСС

«У религиоведов есть пусть и условное, но деление на так называемую народную духовность и интеллигентскую. Весь это мир чудес, поклонения святым иконам, мощам, жесткое соблюдение постов — это все проявления народной религиозности. Тогда как для интеллигентской среды главное — чтение Библии, размышления о нравственности, попытки соблюдать христианские заповеди. И то и другое в какой-то степени есть повсюду, и в наше время редко встречаются люди, которые твердо стоят на той или иной позиции, тем не менее два этих типа религиозности различаются. Некоторые священники-интеллектуалы полностью отрицают народную религиозность, считая, что это дикость, но среди сторонников народной духовности есть люди очень образованные — просто это определенный тип сознания. Отход от народной религиозности стал быстро происходить в России со времен Хрущева, многие священники говорили мне, что толпы к чудотворным иконам, в церковь по престольным праздникам — этот мир стал исчезать с середины 50-х годов ХХ века и к 80-м годам почти исчез. Тем не менее до конца он никогда не умирает, просто перестает быть доминирующим. И по таким явлениям, как очередь к мощам, мы можем судить, насколько народная религиозность еще сильна. Тем более что Николай Угодник — вполне легендарный святой, достоверных источников о его житии практически не сохранилось. К тому же мощи привезли из дальней страны, из итальянского города Бари, — это придает им дополнительный привкус чуда. Те частицы мощей святого, что лежат рядом, в московских храмах, не так привлекательны. Так что, если мощи Николая не соберут миллионы паломников, это будет свидетельствовать о том, что народная религиозность совсем слабеет».

ТАСС
ТАСС

Полностью материал читайте на сайте журнала The New Times.

Фото: 1, 2. 3,12. Россия. Москва. 26.05.2017. Поклонение мощам святителя Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя. Alexander Zemlianichenko/AP/TASS
4, 5, 6, 7. Россия. Москва. 22 мая 2017. Верующие в очереди к храму Христа Спасителя, где находится ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. Мощи Николая Чудотворца впервые за 930 лет покинули итальянский город Бари и будут находиться в России до 28 июля. Станислав Красильников/ТАСС
8. Россия. Москва. 21 мая 2017. Священнослужители во время торжественной встречи ковчега с частицей мощей Николая Чудотворца у храма Христа Спасителя. Мощи святителя Николая Чудотворца впервые за 930 лет покинули итальянский город Бари и будут находиться в России до 28 июля. Артем Геодакян/ТАСС
9. Россия. Москва. 22 мая 2017. Верующие во время литургии в храме Христа Спасителя в день празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар. Мощи святителя Николая Чудотворца впервые за 930 лет покинули итальянский город Бари и будут находиться в России до 28 июля. Валерий Шарифулин/ТАСС
10. Россия. Москва. 22 мая 2017. Волонтеры организации "Сорок сороков" во время литургии в храме Христа Спасителя в день празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар. Мощи святителя Николая Чудотворца впервые за 930 лет покинули итальянский город Бари и будут находиться в России до 28 июля. Валерий Шарифулин/ТАСС
11. Россия. Москва. 24 мая 2017. Президент России Владимир Путин (справа на первом плане) во время поклонения мощам святителя Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя. Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

 

 

 

 

 

 

 

 












  • Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...

  • РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.

  • Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Отставка без благодарности
8 ИЮНЯ 2022 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Отставка митрополита Илариона без вынесения ему принятой по правилам церковного этикета благодарности за понесенные труды является очевидной опалой. Тем более что он перестал быть не только министром иностранных дел церкви и, соответственно, постоянным членом Синода, но и главой фактически организованной им Общецерковной аспирантуры, готовящей интеллектуальную элиту РПЦ. Маленькая епархия в центре Европы не является достаточной компенсацией даже в условиях, когда венгерский премьер Виктор Орбан — чуть ли не единственный лидер Евросоюза, благожелательно относящийся к московскому патриарху: он только что заблокировал введение санкций против Кирилла.
Ценности нашего общества
1 ИЮНЯ 2022 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
20 мая, когда министр обороны Сергей Шойгу докладывал президенту Путину о полном взятии под контроль Мариуполя, а в Госдуму внесли законопроект об отмене возрастного предела для контрактников, церковный министр иностранных дел и ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион читал в Российской академии народного хозяйства и государственной службы доклад на тему: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». Подробно рассказав, как эпизод воскресения Христа изложен во всех четырех Евангелиях, сколько раз Иисус являлся ученикам и каким именно...
Прямая речь
24 АПРЕЛЯ 2022
Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...
Пасха и молчание
24 АПРЕЛЯ 2022 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Необычна Пасха в этом году — трудная. И знакомый возглас — Христос воскрес! — застывает в воздухе, если он обращен к другу, допустим, в Киеве. Пилат слабо противился казни невинного человека. Никодим и Иосиф Аримафейский — влиятельные люди и друзья Иисуса — не пошли в синедрион, чтобы его спасти. Женщины стояли поодаль и активно не протестовали. В истории множество примеров невинных жертв, и мы ничего не можем с этим поделать. Только молиться. Только стараться услышать, что говорит нам Бог. И здесь мы входим в пространство, где раздаются вопросы о коллективной вине, коллективной ответственности и народном покаянии...
Информационно-аналитический центр «СОВА» представил свой ежегодный доклад «Проблемы реализации свободы совести в России в 2021 году»
1 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вчера в Славянском правовом центре состоялась презентация результатов исследования. Как всегда, доклад Информационно-аналитического центра "СОВА"* основан на данных мониторинга, который центр ведет постоянно вот уже много лет. Выводы его неутешительны. Поскольку один из разделов обновленной версии Стратегии национальной безопасности, принятой в июле, посвящен защите духовно-нравственных ценностей, властный курс на дискриминацию религиозных меньшинств, который наблюдается в течение нескольких последних лет, сохраняется.
Власти наступают, православная общественность теряет запал
2 АПРЕЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В конце марта в Славянском правовом центре состоялась презентация доклада Информационно-аналитического центра "СОВА" «Проблемы реализации свободы совести в России в 2020 году». В докладе затронута тема репрессий в отношении религиозных меньшинств, проанализированы новые законодательные инициативы, направленные на ограничение религиозной свободы; а также особенности религиозной жизни в условиях борьбы с пандемией COVID-19. В презентации принимали участие автор доклада эксперт Центра "СОВА" Ольга Сибирева, директор Центра Александр Верховский, религиовед, доцент кафедры истории религий РГГУ Борис Фаликов и другие.
Конкурс мракобесия
11 НОЯБРЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) издал богословское заключение № 5/19 в соответствии с которым «межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая». Богословское заключение № 5/19 – это четкая инструкция. Пошаговая. «Люди Писания» – это христиане и иудеи. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. 
Прямая речь
11 НОЯБРЯ 2020
Александр Верховский: Смысл запрета ясен: побудить мужчин-мусульман, женящихся на немусульманках, обращать своих жён в ислам. Главное – чтобы дети воспитывались в исламе...
В СМИ
11 НОЯБРЯ 2020
РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.
В блогах
11 НОЯБРЯ 2020
Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...