Встреча министров иностранных дел стран Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) завершилась очередным блестящим успехом отечественного МИДа. Главы дипломатических ведомств России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана приняли целых два совместных заявления: о мерах по обеспечению безопасности в информационном пространстве и о недопустимости осквернения памяти воинов-освободителей в годы Второй мировой войны. Мало того, они договорились выпустить до конца года еще несколько столь же важных деклараций. И об их перечне тоже успешно договорились. Так ожидаются совместные заявления по Сирии, Афганистану, международному терроризму и наращиванию военной активности иностранных государств по периметру ОДКБ, а также против размещения оружия в космосе.
На этом союзники России, похоже, считают свою роль успешно исполненной. При этом никто не вспоминает, что речь идет о деятельности военного союза, который по идее должен предпринимать некие практические действия для обеспечения интересов стран-членов. В повестку дня заседания даже не было внесено предложение, с которым Москва носилась в течение нескольких последних недель. А именно – об участии миротворцев ОДКБ в контроле так называемых зон деэскалации в Сирии. На прошедшей неделе по итогам очередного раунда переговоров по Сирии в Астане спецпредставитель президента РФ Александр Лаврентьев сообщил, что Москва обратилась к странам СНГ с вопросом о возможности направления контингента в Сирию для совместного мониторинга в зонах деэскалации. Неугомонный первый зампред Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Франц Клинцевич тут же предположил, что военные наблюдатели для работы в зонах деэскалации в Сирии могли бы быть направлены по линии ОДКБ. Именно государства, входящие в эту организацию, могут первыми откликнуться на предложение России, заявил сенатор. Около месяца назад сходные идеи высказал председатель думского комитета по обороне Владимир Шаманов.
Казалось бы, вот она актуальнейшая задача, реализовав которую ОДКБ решительно повысит международный авторитет. Однако, если обсуждения и имели место, то исключительно в кулуарах и не оставили ни малейшего следа в итоговых документах заседания министров. И это совершенно не случайно. Стоило появиться утечкам о том, что в ходе переговоров с Турцией и Ираном Россия заявила о возможности участия контингентов Казахстана и Киргизии в миротворческой операции, как представители этих государств отвергли такую возможность.
«Казахстан ни с кем не ведет переговоров о направлении своих военнослужащих в Сирию», — заявил тогда глава казахстанского МИДа Кайрат Абдрахманов. Казахстан, по его словам, если и пошлет своих миротворцев в какую-то горячую точку на земном шаре, то только при наличии соответствующей резолюции и мандата ООН. Это «принципиально важное условие», подчеркнул Абдрахманов.
А президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, недавно побывавший в России с официальным визитом, был еще более определенен. «Этот вопрос вообще не поднимался. На узких встречах, мы с Владимиром Владимировичем ужинали 2,5 часа, вопрос вообще не поднимался», — подчеркнул Атамбаев. И тут же описал процедуру принятия решения об отправке киргизских миротворцев за рубеж как «очень непростую вещь»: «...если этот вопрос хоть когда-нибудь поднимется, то для него, во-первых, нужно решение всех стран ОДКБ, резолюция ООН, и потом окончательно это решает парламент страны».
Ссылка на необходимость резолюции Совбеза ООН является вежливым отказом. Союзникам по ОДКБ отлично известно: США никогда не поддержат план сирийского урегулирования, гарантом которого является Иран. На самом деле российским союзникам совершенно неохота посылать своих военных в Сирию и рисковать их жизнями для участия в дипломатических играх Москвы. Они считают, что с них довольно ритуальных поклонов и дипломатической поддержки странных российских инициатив. Все прекрасно понимают, что никаких последствий требование не допустить, например, милитаризации космоса иметь будет. Как и все прочие. Во время регулярных встреч политические и военные руководители России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Таджикистана и Киргизии — стран, входящих в ОДКБ, — ритуально клянутся в готовности противостоять общим угрозам, совместными усилиями обеспечивать безопасность повсюду в мире. Но при каждом кризисе это показное единство дает сбой. Государства, вроде бы взявшие на себя обязательства участвовать в коллективной обороне, преследуют исключительно собственные интересы.
Таким образом, ОДКБ — не полноценный военный союз, а всего лишь сумма двусторонних военных соглашений между Россией и бывшими советскими республиками. Причем в таком союзе не было настоятельной необходимости, и появился он как дань комплексу неполноценности Путина-президента, который убежден, что великая держава обязательно должна возглавлять некий военный блок, иметь вассалов. Однако в такой системе отношений лидеры «союзных» государств считают ритуальные заявления о единстве достаточной платой за те экономические преференции и военную поддержку, которые они получают от России. А раз так, то они вовсе не считают нужным поддерживать российские авантюры.
Фото: 1. Белоруссия. Минск. 17 июля 2017. Министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей (слева направо) во время подписания протокола о внесении изменений в российско-белорусское межправительственное соглашение об условиях размещения посольства Белоруссии в России. Александр Щербак/ТАСС
2. Белоруссия. Минск. 17 июля 2017. Заседание Совета министров иностранных дел государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности. Александр Щербак/ТАСС