Второй пошел!
Да-с, Касьянов размахнулся – и пустил булыжником в витрину, только брызги во все стороны. Что за черт! Такой солидный господин – и такой революционный поступок.
Второй пошел. А ведь первый-то, Ходорковский, – сидит. Как же Касьянов решился пойти по той же Владимирке ?
Почему вторым, почему по той же? Ведь есть масса оппозиционеров: целый Комитет-2008 (член комитета Владимир Рыжков поспешил публично скривиться в ответ на выступление Касьянова – рейтинг, оказывается, у экс-премьера мелковат, близок к нулю), есть Явлинский, да мало ли кто еще. Почему же я выделяю только Ходорковского и Касьянова?
Ясно почему. Потому что – при всем их глубоком несходстве – это тяжеловесы. Это хотя бы потенциально серьезные конкуренты для Путина. Ясно, что ни Рыжков, ни Явлинский, ни Немцов, ни Хакамада (не говоря уж про Зюганова, Жириновского и Лимонова) такими конкурентами не являются и, скорее всего, и не могут являться.
Богатейший человек России, создавший самый крупный в стране частный концерн и экс-премьер, при котором, как все теперь понимают, развитие страны шло гораздо успешнее, чем после его отставки. Да, это – серьезно. А потому это – серьезные государственные преступники.
Известно, что в Российской Федерации (как раньше в СССР, еще раньше – в Российской империи) есть только одно государственное преступление: покушение на власть. И нужды нет, что нынешняя Конституция прямо требует регулярной смены власти, прямых, равных и тайных выборов президента. Кто вздумает под предлогом Конституции всерьез покушаться на власть президента, тот самозванец, бунтовщик и вор, речи его прелестные, на дыбу его, на дыбу – и ноздри рвать в разбойном приказе… Конечно, с новыми русскими самозванцами буквально так уже не поступишь, но основной инстинкт власти все тот же, средневековый (кстати, он в полном объеме был и у Ельцина) – власть сакральна, а значит, вечна и неизменна. И если уж меняется, то именно меняет-ся, то есть меняет себя сама. Любая попытка сменить высшую власть со стороны, снизу есть заговор и бунт под видом выборов. Если вынуть этот краеугольный инстинкт, российская власть станет демократической – а сама власть считает, что она в этом случае развалится … вместе с Россией.
Выборы? Кого выбирать? Царя?! Это царь выбирает – выбирает, какой холопий Ивашка будет ему подыгрывать в очередных выборах, какой охранник Жириновского станет ему партнером на сей раз. Это – нормально. Иван Рыбкин, барахтающийся в водах Днепра, – тоже терпимо. Но реальный соперник невозможен.
Поэтому когда Ходорковский – нет, не выставился в президенты, куда там! – всего лишь ясно показал, что является реальным, то есть сильным оппонентом власти, то он, в полном соответствии с русской политической традицией, оказался там, где оказался. Так будет со всяким, кто покусится.
И вот – еще один покушается.
Расчет Касьянова точный – так ведь тем для него хуже. Да, Путин "достал". На фоне всех бесконечных поражений его рейтинг держится на главной, несущей опоре – на том, что "больше никого нет". И как только конкурент – серьезный, не потешный конкурент – появится, он проколет воздушный шар власти, проткнет мыльный пузырь этого рейтинга. Будут голосовать не за серьезного соперника, а против Путина. На-до-е-ло. Народ – как ребенок. Наивный, доверчивый и бесконечно жестокий. Когда он устал, когда ему вдруг надоело – то все, пиши пропало.
Итак, Касьянов рассчитал верно. Ему и делать-то ничего особо не надо. Просто стоять на видном месте, со своей богатырской фигурой и холеным лицом и ждать, когда власть сама обрушится к ногам, когда осколки витрины сами рухнут.
Но ведь Касьянов не может не понимать, что Путин все это тоже отлично видит. И, следовательно, вынужден будет с ним разобраться. Что же, Касьянов – мозахист? В тюрьму, что ли, хочет?
Загадка.
Но давайте рассуждать. Будем исходить из того, что а) Касьянов понимает, как он опасен для власти, б) понимает, что власть это понимает, и в) при этом совсем не является Александром Матросовым или даже В.И. Новодворской. Нет у него и той мании величия, которая, как кажется, погубила Ходорковского. Точнее, наоборот, Ходорковский стоит у него перед глазами вечным предостережением.
Выводов может быть два.
Первый. Касьянов действует по отмашке Кремля, о чем все и написали. Не верю. Зачем Кремлю Касьянов? Если даже Путин решил уходить в 2008 году, не Касьянова он выберет себе в преемники, это уж точно. А жаль, очень жаль. Если бы Путин выбрал в преемники Касьянова (черт с ней, с демократией!), это был бы плавный переход власти к вменяемому, прозападному, разумному политику. Чего лучше?
Второй. Касьянов имеет такую крышу, что не боится Путина. Батюшки, что же это за крыша такая? Американцы дали гарантии? Так ведь и за Ходорсковского американцы хлопочут – ну и что? Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Кто же еще мог дать гарантии? Папа Римский? Или ОБСЕ, НАТО, ООН, ЕС, Нобелевский комитет? Крыш много можно найти… Одна беда: кто в них верит, у того, значит, у самого крыша едет. А у Касьянова с головой все в порядке.
Третий. Самый странный, но логически единственно возможный. Хорошо зная кремлевские нравы, Касьянов абсолютно твердо уверен, что с ним – в отличие от Ходорковского – ничего сделать не посмеют.
Почему же это?
Потому, что Ходорковский – олигарх, а Касьянов – экс-премьер. Потому, что Ходорковский – еврей, а Касьянов – русский. Потому, что Ходорковский не выступал публично, как политик, а Касьянов – выступил.
Да, по всем этим причинам арест Касьянова (допустим, за неуплату налогов или взятки и т.д.) получил бы куда меньше поддержки в России и вызвал бы куда больший скандал на Западе: это была бы явная, чисто политическая расправа, расправа над соперником.
Ну и что? До приличий ли, если речь идет о власти?
И здесь, как мне кажется, в дело может вступить последний и самый главный фактор. Путин уже не тот. Когда полтора года назад он решил судьбу Ходорковского, запас моральных сил у него был гораздо больше. Дикая история с ЮКОСом, весь этот ужас без конца, бесконечная цепь провалов по всем азимутам, падение популярности, туннель без просвета, в который въехала власть… Путин – не тот. Он не рискнет. Не рискнет сжечь корабли, расправившись с политическим оппонентом, не рискнет перевести себя в разряд Лукашенко.
Путин уступит. Допустит серьезного соперника. А значит, по правилам этого полуавторитарного режима, обречет себя на проигрыш. Здесь возможны два варианта: "Ющенко-2" (смена власти через революцию) или "Путин-2" (смена власти по договоренности). Не беда, что сегодня Касьянов не кандидат власти. Ближе к делу договорятся.
Таков, я думаю, расчет Касьянова. И, если учесть, чтО он поставил на кон, это должен быть не расчет даже, а уверенность. Теперь осталось понять, ошибается ли Касьянов.
Впрочем, может быть, это я грубо ошибаюсь, таким образом представляя себе его логику?