Выборы
21 ноября 2024 г.
Как россиян лишили права контролировать власть
4 СЕНТЯБРЯ 2017, Наталия ЕВДОКИМОВА
Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Обсуждаем программу А. Навального

В ст. 3 п. 2 Конституции РФ черным по белому записано: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Но, оказывается, Конституция президенту и Госдуме не указ. Осуществлять свою власть, контролируя работу органов власти, народ или его активные граждане не вправе!

Примером этому служит история с проектом Закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», разработанного Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – СПЧ). Это было сделано именно по поручению президента РФ. Проект Закона был передан в Администрацию президента. Но когда президент внёс проект Закона в Государственную Думу РФ, оказалось, что внесенный им проект коренным образом отличается от предложенного.

В проекте Закона СПЧ предметом регулирования были общественные отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации права на непосредственное участие в управлении делами государства, гарантированного Конституцией РФ. А в проекте Закона, переданного президентом в Думу, принятым ею и вступившим в действие, вообще не говорится о предмете регулирования. Лишь о «правовых основах организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций».

В проекте Закона СПЧ говорится о том, что общественные отношения, связанные с осуществлением общественного контроля, регулируются, прежде всего, Конституцией РФ, общепризнанными принципами международного права и международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами. А в Законе, вступившем в силу, ни Конституция РФ, ни международные акты, ни федеральные конституционные законы вообще не упомянуты. Зачем, когда идёт активное снижение уровня применяемого законодательства? Важна не Конституция, не закон, а указание начальства. Кроме того, из-под действия принятого Госдумой закона выведены общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах.

В проекте Закона СПЧ говорилось, что особенности осуществления общественного контроля в разных сферах определяются соответствующими федеральными законами, но только в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона. В Законе, вступившем в действие, нет приоритета настоящего Закона. По старой российской традиции «закон, что дышло, как повернул, так и вышло!» Какой закон выгоден, такой и применим.

В принятом Госдумой Законе говорится о праве граждан участвовать в осуществлении общественного контроля как непосредственно, так и в составе иных субъектов общественного контроля. Но впроекте Закона СПЧ общественный контроль осуществляется на предмет соответствия деятельности объектов контроля общественным интересам. А в законе, принятым Госдумой и вступившем в силу, общественный контроль осуществляется в целях наблюдения за деятельностью объектов контроля и ни о каких общественных интересах речи не идёт. Кроме того, в Законе, вступившем в законную силу, из объектов контроля исключены должностные лица, а также государственные и муниципальные служащие(!).

Из Закона так же исключены такие цели общественного контроля, как повышение уровня участия граждан и их объединений в управлении делами государства, недопущение возможности принятия и реализации органами власти решений, противоречащих общественным интересам.

Среди принципов общественного контроля имеются два противоположных по своей сути принципа: недопустимость воспрепятствования осуществлению общественного контроля (проект Закона СПЧ) и недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов власти (Закон, вступивший в силу). Разница целей понятна?

В Законе, принятом Госдумой, из субъектов общественного контроля исключены граждане и общественные объединения, хотя в ст. 2 говорится, что граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Налицо противоречие двух норм одного Закона, что является коррупциогенным фактором. Фактически ксубъектам общественного контроля отнесены лишь общественные палаты и советы, созданные самой властью.

Закон, принятый Госдумой, не включает такие формы общественного контроля, как общественное расследование, опрос общественного мнения, публичный отчет должностного лица.

Из принятого Закона исключена ст. 10— Основные итоги осуществления общественного контроля. И если остальныеформы отчета об итогах осуществления общественного контроля упомянуты в различных статьях Закона, то полностью не используются такие, как: доклад о результатах расследования, опрос общественного мнения, протокол и решение собрания по отчету должностного лица. Собственно потому, что такие формы контроля отсутствуют в Законе.

Согласно проекту Закона СПЧ, должен был быть создан официальный сайт Электронного ресурсного центра общественного контроля (ЭРЦОК), для доведения до всеобщего сведения информации субъектов общественного контроля о своей деятельности. В законе, вступившем в силу, такие сайты лишь могут создаваться (а могут и не создаваться или блокироваться), а также могут использоваться официальные сайты органов власти, собственно и проверяемые субъектами гражданского контроля.

* * *

Каков же вывод? Принятый Закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» является, скорее, злом, нежели добром. Он будет трактоваться властными структурами следующим образом: если о Вас в этом законе ничего не сказано, значит, Вам не разрешено заниматься общественным контролем. Вот пример такой правоприменительной практики.

Так Главное управление Минюста по Нижегородской области отказало в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, Межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток».

Причина, видите ли, в том, что проект Устава организации предусматривает одной из её целей осуществление общественного контроля над исполнением законов и международных норм, регулирующих защиту прав человека. Но ведь для осуществления общественного контроля властью уже созданы организации! За деятельностью полиции при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органов образуются Общественные советы (как известно, состоящие в основном из отставных силовиков). А субъектами осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, являются Общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации. Вот им разрешено контролировать. А как, не ваше дело!

Короче, Минюст считает, что не предписано, то – запрещено. Но это – извращенное правило бюрократии. В правовом государстве действует другой принцип: что не запрещено, то разрешено! И граждане должны иметь право контролировать работу органов власти, создавая независимые НКО.

Поэтому в случае победы демократических сил на выборах президента и нового состава Госдумы (а я верю, что рано или поздно это произойдет,) необходимо отменить принятый неправовой Закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», (ФЗ от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ) и принять новый, в редакции, близкой к проекту, разработанному СПЧ.

Подробное сравнение текстов принятого Закона и проекта СПЧ приведено в сборнике «Технологии противодействия коррупции», ВШЭ, СПБ, 2014 г.

Фото:Владимир Смирнов/ТАСС












  • Константин фон Эггерт: Победа социал-демократов в Германии – событие для Путина хорошее. Эта партия известна своей давней приверженностью диалогу с Россией любой ценой. 

  • Радио "Свобода": ...младшие партнёры по будущей коалиции – "Зелёные" и "Свободные демократы" – более критично настроены по отношению к Москве, чем партии нынешней коалиции. 

  • Вадим Трухачёв: Представляется, что с Германией по итогам выборов в ней могут возникнуть трудности. Слишком уж плохо относятся к нам "зелёные" и СвДП...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Парламентские выборы в Германии
28 СЕНТЯБРЯ 2021 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
26 сентября прошли очередные парламентские выборы в Германии. По итогам будет сформировано правительство и выдвинут канцлер, который сменит на посту Ангелу Меркель, занимавшую эту должность на протяжении последних 16 лет. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) победила, набрав 25,7% голосов. Вторую по численности фракцию сформирует блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС), за него свои голоса отдали 24,1% избирателей. Это исторически худший результат консерваторов за всю историю. Всего в Бундестаг нового созыва проходят шесть политических объединений...
Прямая речь
28 СЕНТЯБРЯ 2021
Константин фон Эггерт: Победа социал-демократов в Германии – событие для Путина хорошее. Эта партия известна своей давней приверженностью диалогу с Россией любой ценой. 
В СМИ
28 СЕНТЯБРЯ 2021
Радио "Свобода": ...младшие партнёры по будущей коалиции – "Зелёные" и "Свободные демократы" – более критично настроены по отношению к Москве, чем партии нынешней коалиции. 
В блогах
28 СЕНТЯБРЯ 2021
Вадим Трухачёв: Представляется, что с Германией по итогам выборов в ней могут возникнуть трудности. Слишком уж плохо относятся к нам "зелёные" и СвДП...
Пришли за коммунистами. Зюганов созрел, чтобы составлять списки для депортации
27 СЕНТЯБРЯ 2021 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Говорят, что вербовщиков из спецслужб учат ни в коем случае не унижать будущего агента. Даже, если он соглашается сотрудничать под давлением, в результате шантажа, ни в коем случае нельзя лишать его чувства собственного достоинства. Опыт учит: агент, потерявший самоуважение, нестабилен психологически, непредсказуем и, в конечном счете, опасен. Владимир Владимирович явно не хочет следовать правилам, которым его, наверное, учили в спецшколах. Ему хочется наслаждаться публичным самоунижением тех, кто мог бы представлять для него потенциальную опасность.  
Прямая речь
27 СЕНТЯБРЯ 2021
Аббас Галлямов: В КПРФ продолжится тот же тренд, который мы наблюдаем в последние два года. Партия продолжит медленно радикализовываться. 
В СМИ
27 СЕНТЯБРЯ 2021
«Независимая газета»: Лидер КПРФ Геннадий Зюганов на улицу 25 сентября не вышел, на встрече с президентом РФ жестких претензий предъявлять не стал.
В блогах
27 СЕНТЯБРЯ 2021
Алексей Шичков: Итоги этого митинга такие. Было ощущение, что я попал во времена Хрущева. Кпрф вообще не чувствует своего избирателя. Дико оторваны от реальности. 
Выборы в Госдуму насмерть рассорили оппозицию
21 СЕНТЯБРЯ 2021 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Ни на какие компромиссы власть не пошла. Зачистка была проведена тщательная и поголовная. Ни один кандидат, чья позиция по ключевым политическим вопросам взывает малейшие сомнения, в новый состав нижней палаты Парламента не вошел. В этот раз в качестве последнего фильтра было использовано электронное голосование. С его помощью за бортом оказались ранее лидировавшие по итогам офлайн голосования яблочник Сергей Митрохин, член команды Максима Каца Анастасия Брюханова, выдвиженец от КПРФ Михаил Лобанов и еще несколько коммунистических кандидатов.
Прямая речь
21 СЕНТЯБРЯ 2021
Андрей Колесников: Объединение и в дальнейшем невозможно, кроме того, вообще становится трудно определить, что такое «демократические партии».