Во вторник вечером министр финансов России Антон Силуанов завил, что в наступающем году запасы Резервного фонда окажутся исчерпанными до дна. Такой прогноз трудно назвать сенсационным – многие экономисты давно предупреждали о неизбежности подобной перспективы.
Между тем, на ежегодной итоговой пресс-конференции, что состоялась 14 декабря, президент Путин заявил: «Российская экономика растёт, и это очевидный факт… У нас рост ВВП составляет 1, 6%, рост промышленного производства — тоже 1,6. Очень хорошие темпы роста демонстрирует автопром, химическая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство. В этом году снова был рекордный урожай...» У большого числа экспертов это утверждение вызвало, мягко говоря, недоумение, чему вряд ли стоит удивляться – даже официальная статистика свидетельствует о прямо противоположных тенденциях.
По данным Росстата, только в ноябре промышленный спад составил 3,6 процента, розничный товарооборот упал на 1.5 процента, а снижение прибыли в среднем по экономике составило аж 9 процентов. При этом ухудшились и другие макроэкономические показатели – реальные доходы населения продолжают падать, а рост просроченной задолженности предприятий перед банками, наоборот, увеличивается. Кроме того, значительно, по сравнению с прошлым годом, выросло число банкротств в промышленном секторе. Бывший экономический советник Владимира Путина Андрей Илларионов уверен, что для формальной фиксации рецессии, в которую скатывается российская экономика в уходящем году, не хватает только статистики за декабрь, а «Независимая газета» приводит следующие слова бывшего директора департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилла Тремасова: «Статистика за ноябрь не оставляет сомнений, что в ноябре мы имели не просто замедление экономики, а ее падение… Исходя из динамики базовых отраслей, снижение ВВП могло составить до 0,5% по сравнению с ноябрем прошлого года». Так стоит ли удивляться тому, что на фоне данной удручающей статистики и пессимистичных оценок известных экономистов появляются столь тяжелые прогнозы, как тот, которым вчера поделился с журналистами Антон Силуанов?
Как известно, Резервный фонд пополняется поступлениями из нефтегазового сектора, а расходуется на покрытие бюджетного дефицита в случае сокращения доходной части общефедерального бюджета. Если действительно фонд этот окажется исчерпанным в 2018 году и в казне закончатся деньги, вряд ли стоит сомневаться в том, какие статьи бюджета начнут секвестировать. Думаю, силовикам и военным в год выборов беспокоиться особенно не о чем. А вот врачам и прочим учителям я бы посоветовал начать подтягивать пояса потуже уже сейчас. А что делать? Придется проявить сознательность. Тем более в кольце врагов, под санкциями, из-за которых и обрушивается отечественная экономика, мы оказались именно по вине врачей и учителей! А по чьей же еще?!
Р.S. С данными Минфина РФ об объеме средств Резервного фонда на 11.12.2017 можно ознакомиться здесь...
Графика: Михаил Златковский/zlatkovsky.ru