Совсем скоро будет три месяца, как в колонии на севере России держит голодовку украинский кинорежиссер Олег Сенцов. Он выдвигает единственное требование – освобождение всех украинских политических заключенных. В списке шестьдесят четыре имени. Самого себя он в список не включил.
Надежду на разрешение этого гуманитарного кризиса многие связывали с чемпионатом мира по футболу. Дескать, лидеру России захочется в преддверии «всемирного праздника большого футбола» сделать жест доброй воли, продемонстрировать миру, что у российской власти человеческое лицо. Мол, мы тут не только пассажирские самолеты сбиваем и нарезаем себе чужие территории, но и способны время от времени проявлять сострадание и милосердие.
Однако надежды эти не сбылись: лидер России обошелся без унизительных, в его понимании, жестов и пораженческих демонстраций. И, если рассматривать ситуацию с их драконовской точки зрения, не ошибся – все прошло как по маслу. Ну, вроде бы там президент Франции Макрон что-то такое сказал про Сенцова в личной беседе, но кто уже об этом помнит? Ах, да, еще эти «клоуны» из Pussy Riot выскочили на поле в полицейской форме во время матча. Так это было даже прикольно…
Важно отметить, что за прошедшие месяцы украинские власти несколько раз демонстрировали готовность начать переговоры и явно давали понять, что пойдут на обмен в формате «всех на всех». Но Кремль хранил гробовое молчание. Гробовое – уже практически в прямом смысле этого слова…
Сведения о состоянии здоровья Олега Сенцова до «большой земли» доходят совсем не регулярно. Иногда информационные паузы бывают весьма продолжительными. Вот и последняя длилась почти две недели. Но в минувший вторник кое-какие новости наружу просочились, и они, мягко говоря, неутешительны. Впрочем, ждать других и не приходится.
О том, как обстоят дела, общественности рассказала сестра Сенцова Наталья Каплан и его адвокат Дмитрий Динзе. По словам Каплан, «все не просто плохо, а катастрофически плохо»... На своей странице в Фейсбуке она написала: «Олег мне через адвоката передал письмо, он почти не встает. Говорит, что конец близок, и он это не про освобождение. Спрашивает, интересуется ли кто-то еще его голодовкой, ему не передают писем, никаких! Говорит, что он сейчас в информационном вакууме и вообще не знает, что происходит».
Более развернутую картину дает Дмитрий Динзе: «Состояние его очень плохое. С сердцем опять начались проблемы, потому что на прошлой неделе была жара до 40 градусов. На фоне жары состояние ухудшилось. У него понизилось кровяное давление, пульс понизился, сердце стало плохо работать. И это на фоне проблем с почками и печенью. Сейчас у него малокровие и анемия. Он фактически только лежит, почти не встает. Качают теми же самыми препаратами, которые давали и раньше. Ничего не изменилось. Плюс он потребляет минимальное количество искусственной смеси для того, чтобы поддерживаться более-менее в сознательном состоянии».
Ситуация выглядит совершенно безвыходной. Уже более или менее очевидно, что на ровном месте, ни с того ни с сего Путин никакого милосердия проявлять не станет. Ему же за жизнь Сенцова и свободу всех украинских политзаключенных ничего хорошего не предлагают. Отмену санкций, например, или признание Крыма… А на российских граждан в украинских тюрьмах ему глубоко плевать. Ну, умрет Сенцов, а мы-то, дескать, тут при чем? Мы ему, что ли, есть не давали?!
Сегодня спасти Олега Сенцова от смерти может только солидарное массовое общественное движение в поддержку его требований. Но в условиях глухой информационной блокады и очевидных успехов отечественной пропаганды откуда бы ему взяться? История с Олегом Сенцовым в очередной раз иллюстрирует, кажется, уже неоспоримый факт – нынешняя российская власть понимает исключительно силу. Только, к сожалению, ее пока продемонстрировать некому…
Конечно, эта ситуация изменится, настанут другие времена. Вот только Олег Сенцов до них не доживет…
Фото: Alexander Zemlianichenko/AP/TASS