Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
А на местной повестке стремительно приближающиеся президентские выборы. Соответственно томос и предоставление УПЦ автокефалии партия действующего президента понимает и преподносит как одну из серьезных пропагандистских побед (наряду с «безвизом»): Порошенко не устает повторять, что все, что отдаляет Украину от России, приближает ее к Европе, и, будь нынешняя российская политика не такая, а иная, все это, возможно, звучало бы не столь убедительно.
Итак, развитие событий с томосом и автокефалией выглядит вполне позитивно, это «перемога», говорят нам Порошенко, его спикеры и сторонники. Что же до его противников, им, так или иначе, приходится искать здесь признаки «зрады», и они их находят. Не секрет, что ядерный электорат главной противницы действующего президента Юлии Тимошенко всегда был протестным и всегда требовал простых и немедленных ответов на свои вопросы. Все, что выглядит сложным, длительным и неоднозначным (а предоставление автокефалии — именно такой процесс), на каждом своем этапе комментируется как еще одна неудача, еще одно поражение, еще одна «зрада». Как? Томос не дали к годовщине Крещения — «всепропало»! Обещали к Покрову, но не дали, или дали, но не совсем то — это ведь еще не автокефалия, это лишь снятие анафемы с Филарета и Макария. Зрада!
Еще месяц назад умеренно оппозиционное «Зеркало недели» как один из возможных допускало сценарий «совместного церковного управления в Украине», осуществляемого Москвой и Фанаром. И не исключало его «консервации», то есть некоторого неопределенного статус-кво, который затянется и не позволит Порошенко выйти на выборы с очевидной «перемогой»: народ устанет от темы и потеряет к ней интерес. Сегодня то же «Зеркало», как и прочие наблюдатели, склоняются к тому, что поворотный момент этого сюжета произойдет на соборе, и есть надежда, что собор состоится еще в этом году. К слову, здесь тоже комментируют «проблему Филарета», и обращают внимание на то, что, несмотря на запальчивое заявление 90-летнего Филарета — «я был патриархом, есть и буду», — перед публикой он явился не в белом патриаршем куколе, но в черной скуфье.
Так или иначе, в ближайшее время светская власть будет всячески форсировать скорейшее проведение собора и сделает все возможное, чтобы собор прошел по оптимальному сценарию. В целом активность «светских» сейчас на виду и гораздо более предсказуема, нежели позиция прихожан УПЦ обоих патриархатов. Очевидно, что часть из них — собственно радикалы (по ощущению их не очень много) — склонны принять катастрофический «московский сценарий», вернее, поверить в то, что им обещают из Москвы: полномасштабную «церковную войну», захват храмов и все, что за этим последует, — вплоть до реального кровопролития. Другая сторона заверяет, что захватов не будет, но не исключает при этом провокаций. И, похоже, «томос-оптимисты» верят, что смогут контролировать ситуацию.
О позиции людей неверующих красноречиво говорит свежий мем «Я атеист Киеского патриархата» (с вариантом "Константинопольского"). И в этом смысле стоит привести «электоральные комментарии» социологов и политологов: не факт, говорят нам, что вся эта церковная история всерьез расширит «приход Порошенко». Его настоящий электорат — те самые еврооптимисты и «атеисты Киевского патриархата» — останется при нем. Возможно, он получит некоторое количество голосов за счет правых — прихожан неканонических до последнего момента УАПЦ и УПЦ Киевского патриархата. Но удастся ли украинскому президенту «расколоть» протестный электорат на фоне нагнетаемой в связи с «церковным расколом» паники?
Киев
Фото: 1. 13.10.2018. Kiev, Ukraine. Zuma/TASS.
2.