Нет никаких сомнений в том, что на акцию у Соловецкого камня на Лубянке, которую уже больше десяти лет устраивает «Мемориал» 29-го октября, накануне дня памяти жертв политических репрессий, в этом году придет огромное число людей. Зачитывание имен жертв под окнами наследников палачей в конкретный день в конкретном месте для очень многих имеет далеко не только символическое значение. Это в определенном смысле акт индивидуального протеста против «свинцовых мерзостей» и современной России. Поэтому нет ничего удивительного в том, что власти предприняли попытку уже сложившуюся традицию похоронить. Уже предоставленное «Мемориалу» согласование было отозвано под предлогом невозможности обеспечить безопасность граждан на Лубянской площади из-за строительных работ. Акцию было предложено перенести на проспект Сахарова. Однако эта попытка саботажа провалилась – общественность возмутилась, давление на власть со стороны даже официальных правозащитных структур оказалось весьма существенным. Но главное – «Мемориал» отверг предложение мэрии переместить мероприятие на проспект Сахарова, а тысячи людей в социальных сетях подтвердили свою несомненную готовность 29-го октября выйти на Лубянскую площадь. В итоге в Кремле приняли решение не идти на эскалацию, отступить, а силовики, что называется, утерлись. Не хочу бросаться громкими фразами про «победу гражданского общества», но твердо уверен в том, что такой итог этого очередного противостояния воодушевил и обрадовал многих. Акция в память о жертвах политических репрессий и в этом году состоится в означенное время на положенном месте. Но причина, по которой власти именно в этом году акцию у Соловецкого камня попытались запретить, кроется не только в общем представлении нынешних российских правителей о том, что «территория свободы» должна здесь постоянно урезаться.
Еще несколько недель назад группа родителей молодых людей, обвиняемых в уголовных преступлениях, связанных с экстремизмом и даже терроризмом (речь об организациях «Новое величие» и «Сеть») заявила о желании провести в столице массовую акцию в защиту молодого поколения. Напомню в двух словах, что дела эти очевидным образом сфальсифицированы от первого слова до последнего, молодежные политические кружки (фактически – дискуссионные клубы) были созданы внедренными провокаторами из ФСБ, а признательные показания, полученные в ходе предварительного следствия, добыты под пытками. Позже фигуранты от них поголовно отказались. В итоге «Родительская сеть» – так теперь называется группа родителей детей, оказавшихся жертвами провокации силовиков, – подала заявку в столичную мэрию, в которой выразила желание 28 октября провести в столице марш. Причем, общее мнение по поводу маршрута следующее – мы протестуем против произвола ФСБ, мы должны пройти под окнами ФСБ. То есть по Лубянке. Я присутствовал на одном их собрании и должен вам сказать, что настроены эти люди весьма решительно. Вот отрывок из их обращения к российской общественности: «Мы призываем людей всех возрастов — и детей, и родителей — выступить вместе с нами в защиту нового поколения. Если мы не защитим тех, кто придет нам на смену, то будущего у нашей страны уже не будет». Название акции говорит само за себя – «За наших и ваших детей». Разумеется, московская мэрия в ее проведении отказала. Я думаю, изначальные сложности с согласованием акции «Мемориала» 29 октября были связаны отчасти с опасениями, что эти два мероприятия сольются в одну протестную акцию. О своих конкретных планах на 28 октября «Родительская сеть» объявит в ближайшее время.
Это, несомненно, благое и важное дело – вспоминать жертв сталинских репрессий, и я счастлив, что обществу это право удалось пока отстоять. Но для путинской России политические репрессии – не только историческая трагедия. Это – реалии нашей современной общественной жизни. И, если мы чтим память погибших в сталинских лагерях, то наша прямая обязанность побороться за судьбы тех, кто в ближайшее время может оказаться в путинских. Или уже там находится. Поэтому мне представляется крайне важным поддержать акцию «За наших и ваших детей».
Фото: архив ЕЖ