Гражданские инициативы
22 ноября 2024 г.
«За наших и ваших детей»
25 ОКТЯБРЯ 2018, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

ЕЖ

Нет никаких сомнений в том, что на акцию у Соловецкого камня на Лубянке, которую уже больше десяти лет устраивает «Мемориал» 29-го октября, накануне дня памяти жертв политических репрессий, в этом году придет огромное число людей. Зачитывание имен жертв под окнами наследников палачей в конкретный день в конкретном месте для очень многих имеет далеко не только символическое значение. Это в определенном смысле акт индивидуального протеста против «свинцовых мерзостей» и современной России. Поэтому нет ничего удивительного в том, что власти предприняли попытку уже сложившуюся традицию похоронить. Уже предоставленное «Мемориалу» согласование было отозвано под предлогом невозможности обеспечить безопасность граждан на Лубянской площади из-за строительных работ. Акцию было предложено перенести на проспект Сахарова. Однако эта попытка саботажа провалилась – общественность возмутилась, давление на власть со стороны даже официальных правозащитных структур оказалось весьма существенным. Но главное – «Мемориал» отверг предложение мэрии переместить мероприятие на проспект Сахарова, а тысячи людей в социальных сетях подтвердили свою несомненную готовность 29-го октября выйти на Лубянскую площадь. В итоге в Кремле приняли решение не идти на эскалацию, отступить, а силовики, что называется, утерлись. Не хочу бросаться громкими фразами про «победу гражданского общества», но твердо уверен в том, что такой итог этого очередного противостояния воодушевил и обрадовал многих. Акция в память о жертвах политических репрессий и в этом году состоится в означенное время на положенном месте. Но причина, по которой власти именно в этом году акцию у Соловецкого камня попытались запретить, кроется не только в общем представлении нынешних российских правителей о том, что «территория свободы» должна здесь постоянно урезаться.

ЕЖ

Еще несколько недель назад группа родителей молодых людей, обвиняемых в уголовных преступлениях, связанных с экстремизмом и даже терроризмом (речь об организациях «Новое величие» и «Сеть») заявила о желании провести в столице массовую акцию в защиту молодого поколения. Напомню в двух словах, что дела эти очевидным образом сфальсифицированы от первого слова до последнего, молодежные политические кружки (фактически – дискуссионные клубы) были созданы внедренными провокаторами из ФСБ, а признательные показания, полученные в ходе предварительного следствия, добыты под пытками. Позже фигуранты от них поголовно отказались. В итоге «Родительская сеть» – так теперь называется группа родителей детей, оказавшихся жертвами провокации силовиков, – подала заявку в столичную мэрию, в которой выразила желание 28 октября провести в столице марш. Причем, общее мнение по поводу маршрута следующее – мы протестуем против произвола ФСБ, мы должны пройти под окнами ФСБ. То есть по Лубянке. Я присутствовал на одном их собрании и должен вам сказать, что настроены эти люди весьма решительно. Вот отрывок из их обращения к российской общественности: «Мы призываем людей всех возрастов — и детей, и родителей — выступить вместе с нами в защиту нового поколения. Если мы не защитим тех, кто придет нам на смену, то будущего у нашей страны уже не будет». Название акции говорит само за себя – «За наших и ваших детей». Разумеется, московская мэрия в ее проведении отказала. Я думаю, изначальные сложности с согласованием акции «Мемориала» 29 октября были связаны отчасти с опасениями, что эти два мероприятия сольются в одну протестную акцию. О своих конкретных планах на 28 октября «Родительская сеть» объявит в ближайшее время.

Это, несомненно, благое и важное дело – вспоминать жертв сталинских репрессий, и я счастлив, что обществу это право удалось пока отстоять. Но для путинской России политические репрессии – не только историческая трагедия. Это – реалии нашей современной общественной жизни. И, если мы чтим память погибших в сталинских лагерях, то наша прямая обязанность побороться за судьбы тех, кто в ближайшее время может оказаться в путинских.  Или уже там находится. Поэтому мне представляется крайне важным поддержать акцию «За наших и ваших детей».  


Фото: архив ЕЖ

         












  • Николай Сванидзе: Имидж гуманиста Путин себе не выстраивает, но он старается выглядеть как человек, прислушивающийся к чаяниям простых людей.

  • РИА Новости: Инициатива содержит пять основных положений: поддержка независимых СМИ, борьба с коррупцией, поддержка тех, кто... проводит демократические реформы, продвижение "технологий ради демократии"...

  • Аркадий Дубнов: Милость царская воодушевляет и гневливость его в отношении нерадивых бояр, насаждающих бесправие за пределами чертогов царских, утешает нас сирых.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Зима демократии
10 ДЕКАБРЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Байден призвал защитить демократию в мире и дал на это 424 млн долларов. Муратов потребовал от США и России избавиться от клейма иноагентов. Путин не против освобождения китов и ректора Шанинки, а про Мемориал сказал, что тот защищает террористов и нацистов. Сегодня 10 декабря — День прав человека, поскольку 79 лет назад, 10 декабря 1948 года, Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Накануне президент США Байден открыл организованный им саммит демократий и во вступительном слове выразил тревогу по поводу ослабления демократических институтов по всему миру. Он призвал лидеров государств «взяться за руки», чтобы показать, что демократия возможна.
Прямая речь
10 ДЕКАБРЯ 2021
Николай Сванидзе: Имидж гуманиста Путин себе не выстраивает, но он старается выглядеть как человек, прислушивающийся к чаяниям простых людей.
В СМИ
10 ДЕКАБРЯ 2021
РИА Новости: Инициатива содержит пять основных положений: поддержка независимых СМИ, борьба с коррупцией, поддержка тех, кто... проводит демократические реформы, продвижение "технологий ради демократии"...
В блогах
10 ДЕКАБРЯ 2021
Аркадий Дубнов: Милость царская воодушевляет и гневливость его в отношении нерадивых бояр, насаждающих бесправие за пределами чертогов царских, утешает нас сирых.
Беседы с Никитой Кривошеиным: Белое дело, Сопротивление, ГУЛАГ, возвращение в Париж
2 НОЯБРЯ 2021 // НИКИТА КРИВОШЕИН
Эти «беседы» ко Дню жертв политических репрессий — выжимка из пятисерийного фильма «Не будем проклинать изгнанье». Серии снимались несколько лет, и авторам фильма очень повезло: им удалось запечатлеть и увековечить последних оставшихся потомков русских семей, которые не погибли в ГУЛАГе и еще не нашли своего «убежища» на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В этом фильме я вспоминаю о том, как сложилась жизнь кривошеинской семьи. В начале 90-х мне казалось, что страница страданий России будет окончательно перевернута, что страна, прошедшая ужасы сталинизма, арестов и настоящего геноцида собственного народа, наконец обратится в будущее и осознание прошлого будет замечательным стартом для построения этого будущего. Казалось, что выработался коллективный иммунитет! Увы, никогда не говори «никогда». Прошло 30 лет, и мои надежды не оправдались.
Освобождение не приходит извне
23 ДЕКАБРЯ 2020
Автор опубликованной недавно в «Московском комсомольце» статьи о необходимости немедленно остановить «конвейер» «Последнего адреса» [1], скромно подписавшийся «внук репрессированного офицера Красной Армии», не­осторожно призвал всех неравнодушных принять участие в обсуждении проекта «Последний адрес». Думаю, что ни «внук репрессированного» Дмитрий Кузьмин (на самом деле — заместитель начальника Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина), ни активисты проекта не ожидали такой бурной ответной реакции: помимо ответа «Последнего адреса», также опубликованного на страницах «Московского комсомольца» [2], было несколько возмущенных пуб­ликаций в разных изданиях и еще множество открытых писем в социальных сетях от людей, которых письмо Кузьмина задело лично.
Перспектива репрессий
16 ДЕКАБРЯ 2020 // ГРИГОРИЙ РЕВЗИН
На меня произвел большое впечатление скандал вокруг «Последнего адреса» — Сергей Пархоменко подробно рассказывал о нем на «Эхе», а у него на странице в FB собраны более-менее все материалы. Решил написать про это. Знаменательно, когда Александр Шохин, соратник Егора Гайдара, теперь вот президент Высшей школы экономики, начинает бороться с «Последним адресом». Указывая, взвешенно и аккуратно, что в сталинском терроре не все так однозначно, не стоит устанавливать таблички на домах, откуда забирали людей, чтобы их расстрелять, надо разобраться детально, не был ли расстрел в некотором смысле правильным и разумным — позиция, подробно изложенная в статье нынешнего соратника Александра Шохина Дмитрия Кузьмина. На мой взгляд, начиная, скажем, с дела Гасана Гусейнова, стало неудобно признаваться, что ты профессор ВШЭ (коллеги, я говорю только о себе), но это обстоятельства нашего прекрасного времени. А вот что, оказывается, и реформаторы были такими, как бы это выразиться… людьми — это остро и свежо.
«Последний адрес» — не конвейер, а человеческое сообщество
16 ДЕКАБРЯ 2020 // ПОСЛЕДНИЙ АДРЕС
Гражданскую инициативу остановить невозможно: это труд людей для памяти людей о трагедии людей Вице-президент РСПП Дмитрий Кузьмин предложил провести широкое обсуждение гражданской инициативы «Последний адрес», вызвался выслушать все «за» и «против», обобщить и обнародовать результат. Результат этот, впрочем, Дмитрию Владимировичу заранее известен, поэтому, даже не начав собирать предложения и замечания, он переходит к обнародованию плана предстоящих оргвыводов: «Только все вместе мы остановим этот конвейер «Последнего адреса»! Для начала, сравним две цифры: 29 декабря 2019 года в немецком городе Меммингене был установлен 75000-й по счету «Камень преткновения» — индивидуальный памятный знак в рамках общеевропейского мемориального проекта «Stolpersteine»; почти параллельно с этим, 7 февраля 2020 года, в городе Гороховец была установлена 1000-я табличка российского гражданского проекта «Последний адрес».
Прямая речь
16 ДЕКАБРЯ 2020
Анна Наринская: у меня есть какое-то невероятное чувство, что ... этот проект станет жертвой отсутствия общественного договора в его широком и узком понимании...
В СМИ
16 ДЕКАБРЯ 2020
The New Times: Г-н Кузьмин хочет стереть память о замученных сталинским режимом людях, память, которая уже ампутирована из мозгов и душ наших сограждан.