Еще с начала 90-х никто в российском истеблишменте никогда не скрывал важности крупнейшего экономического форума для нашей страны. Для генералов бизнеса и руководителей экономического блока правительства ежегодное присутствие в Давосе считалось абсолютно обязательным. В этом смысле с приходом в Кремль Владимира Путина ничего не изменилось – туда несколько раз приезжал Дмитрий Медведев, а сам Владимир Владимирович, находясь в ранге премьер-министра, однажды даже выступал на открытии форума. Однако с наступлением острой фазы российской имперской политики ситуация в корне изменилась – после аннексии Крыма и попытки силового захвата части других украинских территорий никто из высших руководителей государства в Давосе больше не появлялся. Но элита с молчаливого согласия начальства продолжала в Швейцарию ездить. Теперь с этим, кажется, покончено…
В начале прошлой недели стало известно, что организаторы экономического форума в Давосе довели до сведения трех крупнейших российских бизнесменов – главы банка ВТБ Андрея Костина, владельца компании «Ренова» Виктора Вексельберга и руководителя «Русала» Олега Дерипаски, – что их присутствие на очередном форуме, который пройдет в Давосе в конце января 2019 года, нежелательно. Их компании исчезли из списка партнеров Форума… Вряд ли стоит сомневаться в том, что подобного рода ограничительная мера введена в связи с тем, что весной этого года все трое оказались в американских санкционных списках. В официальной российской прессе заговорили о «кампании травли» и о «подчиненном положении Давосского форума по отношению к США»… А два дня назад с резким заявлением, фактически с ультиматумом выступил Дмитрий Медведев. Его комментарий приводят информационные агентства: «Если вот эти решения, которые были приняты в отношении представителей российского бизнеса, не будут изменены, то нам придется принять решение об отказе от участия государственных служащих и российских компаний с государственным участием в Давосском форуме. Тогда туда никто не поедет».
Надо думать, что сразу после этой гневной реплики главы правительства РФ остальные потенциальные участники Всемирного экономического форума с российской стороны бросились выяснять, согласована ли столь жесткая позиция с главой государства, который до сих пор не счел необходимым высказаться по данному вопросу. Или эмоциональная реакция Дмитрия Медведева – его сугубо частная инициатива, и со стороны Владимира Путина могут последовать определенные корректировки. Впрочем, категоричный тон заявления, которое даже по формальным признакам выглядит как запрет («тогда туда никто не поедет»), вряд ли оставляет сомнения в том, что позиция по Давосу согласована и акцептирована главой государства. Одним из первых на призыв премьера отреагировал глава РОСНАНО Анатолий Чубайс, который еще неделю назад выказывал твердую уверенность в том, что в очередном Давосском форуме поучаствует. Однако теперь позиция Анатолия Борисовича изменилась – он уже в Давос не едет. Но, разумеется, не из-за формального запрета главы правительства, вернее – не только и не столько из-за него. А в связи с тем, что, по его мнению, учредители форума, фактически отозвав приглашения у трех российских бизнесменов, предали идеалы капитализма и свободного демократического общества. На своей странице в Фейсбуке г-н Чубайс прямо так и пишет: «Принцип «священности частной собственности» — это не пафосное заклинание, а основа достойной жизни человека. Без него невозможна не только эффективная экономика, но и свобода. В нашей стране с нашей непростой историей мы хорошо знаем, к чему приводит его нарушение. Недавние санкционные решения в отношении Олега Дерипаска и Виктора Вексельберга прямо нарушают этот принцип. По сути, там речь идёт о попытке национализации частной собственности».
Звучит убедительно и весомо, как все что произносит Анатолий Чубайс. Правда, немного странно, что г-н Чубайс, демонстрируя стойкую приверженность базовым либеральным ценностям, и даже готовый бойкотировать мероприятия, на которых, с его точки зрения, они попираются, все еще ездит в Кремль и продолжает верно служить режиму, для которого все эти «либеральные ценности» – пустой звук, бессмысленное словосочетание. Им их даже попирать не приходится – они для них просто не существуют… Кроме того, Анатолий Борисович забывает, что именно репутационная составляющая всегда играла ключевую роль в определении состава участников Давосского форума. Например, глав колумбийских наркокартелей туда не звали в не зависимости от того, было ли против них выдвинуто формальное обвинение в уголовном преступлении. И международных торговцев оружием не звали… А ведь это все совсем не бедные ребята, обладающие огромным влиянием на экономику собственных стран.
Неучастие России во Всемирном экономическом форуме в Давосе – закономерный и неизбежный итог всей внешней политики Владимира Путина. России там действительно больше нечего делать. Как, впрочем, и в ПАСЕ, и в любых других международных институциях западного мира. Хоть экономических, хоть политических, хоть общегуманитарных. Потому что современная Россия с этим миром находится в конфронтационных отношениях. А столь популярный в 90-х и начале 2000-х тезис о том, что человечеству нужна богатая и свободная Россия, нынче, конечно, в корне пересмотрен, поскольку признан ошибочным. Нынешний российский режим сумел весьма аргументированно и убедительно доказать Западу, что чем Россия богаче, тем она для него опаснее. Так зачем же мы им нужны в Давосе?
Фото: 11.11.2018. Davos. ZUMA/TASS