Коллега на работе замечательно сказал: «Не хочется заниматься ревизией уходящего года. Удивительно хорошее, предпраздничное настроение сейчас».
Прекрасно понял человека, учитывая, что тому на днях довелось посмотреть всю пресс-конференцию Владимира Владимировича. Которая, выпав на последнюю треть месяца, для многих наших сограждан итоги года и подвела. Совсем немного уже осталось до самого главного праздника страны; там шампанское и запах мандаринов. Сначала искрящиеся эстрадные артисты, кинокомедии — после обращения президента. Тут, конечно, проявится главная закавыка обывательской жизни простого россиянина. Как только президент России скажет с экранов: «Счастья вам! С новым годом!», – простой россиянин залпом осушит фужер с бюджетным шампанским за 150 руб., чихнет от ударившего в нос благородного напитка и скажет по традиции: «Ой, ну только бы этот [наступающий] год лучше был!»
Народное коллективно-бессознательное ведь так просто не заглушишь. Сколько бы президент лукаво в полночь ни подытоживал с голубых экранов: «Да, были некоторые трудности в году уходящем, но давайте с оптимизмом смотреть в год приходящий». Да и нечего уж так сетовать на прошедший 2018; событий было множество. И как это и бывает к концу декабря , они уже слились в единую информационную массу. Российское медиапространство, чувствуя, что жителей страны перед праздником необходимо, не то чтобы утешить, а как-то ободрить что ли, этот медиа-поток в декабре отчаянно разогнало.
Декабрь в России месяц холодный; где-то в маленьком городке, затерянном в средней полосе страны, местный житель впрок закупается продуктами к праздничному столу. На кухне у него стоит холодильник, который, согласно в последнее время распространившемуся поверью, все отчаяннее борется с телевизором, нередко стоящим на той же кухне. Вернувшийся из магазина с праздничным прикупом россиянин складирует приобретенное в тарахтящего кормильца — на улице стужа, в квартире прохладно, морозильный агрегат холодом дышит. А по телевизору — репортаж о нашем далеком стратегическом партнере; в жаркую Венесуэлу с дружеским визитом прилетели российские бомбардировщики. Красиво подано; в латиноамериканской стране сейчас лето, солнце, зеленые пальмы — грозные российские машины заставляют вспомнить о временах всепоглощающего советского величия. О дружбе с кубинским народом, как американцев ракетами пугали; вот уже и смутные обещания раздаются на год наступающий: «А ну как военное присутствие на Кубе возродим в полной мере!»
Чего же тут удивляться, что именно под конец 2018 года выяснилось, уже две трети россиян – 66% – сожалеют о распаде Советского Союза. И, согласно данным Левада-центра, количество сожалеющих, по сравнению с 2017, увеличилось на 12%. Тут уже можно говорить о каком-то подобии геометрической прогрессии.
С вышеупомянутым телевидением, правда, выходит некоторая загвоздка. Инициативность внедрения передовых технологий (для улучшения жизни населения), намечаемая на 2019 год, несколько обгоняет финансовые возможности самого населения (за чей счет жизнь и предполагается улучшать). То бишь юмористы и выступление президента 31 декабря — это еще, пожалуйста, а вот с начала января где-то треть любителей телепрограмм вообще может остаться без любимого досуга. Как-то не подумали перед тем, как отключать жителям страны аналоговое телевидение, сколько в стране осталось телевизоров, помнящих еще первую инаугурацию Путина. Оказывается, существовала такая федеральная программа «Развитие телерадиовещания на 2009–2018 годы». Вот она победоносно и завершилась, со всеми результатами, которые на январь 2019 и будем наблюдать.
И вот потухнет голубой экран, что же тогда? В интернет? Не в холодильник же теперь только смотреть. А это знаете ли… Если позволят возможности у тех, кто вынужден смотреть старый телевизор; какой-же наплыв новых пользователей переживет рунет? Страшный сон Роскомнадзора: типовой россиянин, лишившийся возможности смотреть невероятно увлекательные ток-шоу, на время дезориентирующие его в пространстве — где он находится, все-таки в России или в Украине? — попадает на страницы какого-нибудь Twittera. А там: «В Венесуэле цена 2 кг лука пробила уровень в 1 миллиард боливаров». Не было такого в телевизоре! «Еще бы! — подмигивает монитор. — Ты дальше по ссылкам иди, еще не такое покажу! Уже про Россию».
И все-таки, как сказано выше, тема теплых стран для нашего населения актуальна, особенно зимой, особенно в праздники — в более благополучные, «тучные» времена россиянин то и дело изменял традиционному новогоднему столу, нередко перемещая себя на праздники в жаркие Египет и Турцию. Ныне туристопоток, по вполне объективным причинам, упал. Но не для всех.
Думая о том, чем же завершить эту статью, я почитал свежую новостную ленту, и решение нашлось само, явив потрясающую метафору. Первая из новостей касалась детей брянских чиновников, которых и без того небедные родители отправили отдыхать в теплую Турцию за счет благотворительного фонда. Возможно, чтобы отпрыски явственно ощутили, как пригодно быть потомком наделенного властью в России лица, а также сызмальства привыкали к тому, что за границу ездить придется еще много и, скорее всего, подолгу там жить.
Второе: поистине потрясающая история, произошедшая на норвежском Шпицбергене. Находящийся на скованными льдами и вечной зимой архипелаге российский турист ограбил местный банк, прямо посреди вечной мерзлоты, в крохотном Лонгийре. Овладев не такой уж крупной суммой, житель другой, холодной страны вдруг отчетливо понял — архипелаг со всех сторон окружен ледяными морями. И даже из поселка никуда не убежишь, тем более зимой, если нет желания быть съеденным белыми медведями. Но, как говорится: «Ведь на миг!» А дальше — печальная проза жизни, к которой нашему человеку не привыкать.
Надеюсь, в чем экспрессивность этих двух новостей, уловил не только я. И давайте верить, что 2019 принесет нам уже настоящие перемены.
Фото: 31.12.2018. Россия. Москва. Горожане во время празднования Нового года на Красной площади. Марина Лысцева/ТАСС